Санкционный бумеранг: почему западная политика сдерживания в отношении России и Китая проваливается

Углубляющееся стратегическое партнерство России и Китая все четче указывает на проблемы санкционной политики США и ее западных союзников. Попытки препятствовать сближению двух стран привели к обратному эффекту: Китай выбрал вектор на налаживание торгово-экономических связей с Россией.

Последние 2 года западные страны во главе с США пытались мешать российско-китайскому сближению, особенно в экономической и военно-технической сферах. Сразу несколько делегаций политиков, включая главу Госдепартамента США Энтони Блинкена и канцлера ФРГ Олафа Шольца, в конце апреля посетили Китай и фактически угрожали санкциями, если КНР публично не откажется от поддержки России. Позже, во время майского визита Си Цзиньпина в Европу, президент Франции Эммануэль Макрон и глава Еврокомиссии Урсула Фон Дер Ляйен вновь повторили эти требования.

Тем не менее выбранный Западом курс едва ли оказался успешным. Своеобразным подтверждением этого стала недавняя поездка президента Владимира Путина в КНР — его первый зарубежный визит после инаугурации. В ходе переговоров, по оценкам наблюдателей, ознаменовавших «новую эпоху» двусторонних отношений, был подписан целый ряд документов, целью которых является увеличение взаимного товарооборота и развития инвестиционных проектов в условиях нестабильной геополитической обстановки.

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

В числе наиболее заметных соглашений, например, упрощенный доступ России к огромному китайскому сельскохозяйственному рынку, который на фоне торговой войны с ЕС оказался закрыт для европейских производителей. Одновременно Россия стремится предоставлять больше льгот и преференций для китайских компаний, в основном в промышленных и инфраструктурных проектах.

Среди прочего было высказано намерение нарастить поставки нефти и газа путем строительства новых трубопроводов («Сила Сибири–2»). Также планируется углубить взаимодействие в сфере мирного атома, включая совместное строительство АЭС.

Внешнее воздействие остается самой уязвимой частью реализации совместных масштабных инициатив. Чтобы минимизировать риски, страны договорились не только создавать новые транзитные маршруты, но и обсудили меры по защите взаимных инвестиций от западных санкций. Среди них — увеличение доли рубля и юаня в торговых сделках, что может снизить зависимость Пекина и Москвы от американского доллара. А чтобы не допустить новых блокировок финансовых операций российских клиентов в китайских банках, было обещано «совершенствовать финансовую инфраструктуру с тем, чтобы каналы расчетов... функционировали бесперебойно».

Внимание уделяется и перспективным технологиям. Двустороннее сотрудничество планируется укреплять в области искусственного интеллекта — еще одного фронта противостояния с западными странами. В ответ на создание технологических союзов под руководством США начинает появляться каркас российско-китайского сотрудничества в области высоких технологий. Для этого есть все предпосылки: долгая история партнерства, высокий уровень технологического развития двух стран, а также наличие общего соперника в гонке высоких технологий. В результате еще до окончания визита Путина в КНР был анонсирован совместный российско-китайский проект по разработке ИИ для дронов.

На контрасте заявлений Си Цзиньпина во время его европейского турне, когда он осудил критику в адрес его страны за сохранение связей с Россией, итоги визита российской делегации во главе с Владимиром Путиным в Китай представляются более продуктивными. Хотя подписанные соглашения носили подчеркнуто экономический характер и не затрагивали внешнеполитические аспекты сотрудничества, имели место и заявления о готовности проведения совместных учений в тихоокеанском регионе. 

Не в последнюю очередь причиной сближения двух стран является отсутствие мотивации для КНР  сотрудничать с Западом.

Вместо «пряника» в форме преференций для китайских производителей в США и Европе Пекин сталкивается с «кнутом» в виде требований сократить объемы производства. Китай постоянно обвиняют во взломах правительственных баз данных и влиянии на общественные процессы в западных странах, угрожая санкциями и другими ограничениями. Последним примером стало решение администрации Байдена расширить и поднять тарифные пошлины на целый ряд товаров из Китая.

В итоге Россия и КНР не только не отказались от достижения собственных внешнеполитических целей, но и объединились для борьбы с общими вызовами. При этом соглашения России и Китая не являются угрозой глобальной безопасности, так как не достигают уровня военного союза против «третьих стран», но согласуют взаимодействие по ключевым направлениям развития.

Тем не менее участники таких военных западных альянсов, как AUKUS и НАТО, вероятно, почувствуют изменения за счет все более явного сближения РФ и КНР.

Экономический вес Китая может быть использован для лоббирования российских интересов в Европе (Пекин поддерживает действия Москвы «по защите суверенитета»), а активизация Россией своего присутствия в АТР может изменить баланс сил в регионе и заставить колеблющихся союзников США (Австралия, Япония, Южная Корея) лишний раз задуматься о целесообразности обострения конфликта с КНР.