Мир в огнеДеталиЭкология

Рынок аренды одежды признали вредным для окружающей среды. Он наносит больший ущерб природе, чем утилизация

Исследователи изучили различные способы владения и утилизации одежды и пришли к выводу, что прокат наносит самый большой вред окружающей среде.

Модная индустрия ответственна за более чем миллиард тонн выбросов CO2 ежегодно.

Аренда одежды, долгое время считавшаяся «зеленой» альтернативой быстрой моде, оказывает большее влияние на окружающую среду, чем переработка или перепродажа вещей. К такому выводу пришли ученые из Лаппеенрантского технологического университета.

  • У аренды одежды есть скрытые экологические издержки. В частности, авторы исследования отметили, что она подразумевает упаковку и транспортировку большого количества вещей между складом и арендаторами. Кроме того, компании вынуждены регулярно пользоваться услугами химчисток, а это также вредит окружающей среде.
  • Самый рациональный способ потребления, по мнению исследователей: покупать небольшое количество качественной одежды и носить ее как можно дольше.
  • Изменить ситуацию можно, если пересмотреть концепцию аренды. Как отметила автор книги Fashionopolis: The Price of Fast Fashion and the Future of Clothes Дана Томас, прокат будет более экологичным, если люди станут арендовать вещи не на регулярной основе, а для конкретных мероприятий, например выпускных и свадеб. А владельцы фирм проката должны перестроить логистику, чтобы минимизировать наносимый природе ущерб.

Рынок проката одежды

Прокат одежды начал активно развиваться в последние несколько лет. Рост ускорился на фоне пандемии и внимания к экологическим проблемам. В 2018 году объем рынка оценивался в $1,18 млрд. Уже к 2023-му, согласно прогнозам, он достигнет $1,96 млрд, а к 2029-му может пересечь отметку в $3 млрд.

  • Одной из первых крупных компаний, специализирующихся на прокате одежды, стала нью-йоркская Rent the Runway. Они предлагают арендовать платья стоимостью в несколько тысяч долларов всего за $50–200 на срок до четырех дней. Кроме того, компания предлагает своеобразную подписку: за $159 клиентки могут в течение срока ее действия взять в аренду неограниченное количество раз спортивную, повседневную и деловую одежду.
  • В Великобритании успешно работает компания My Wardrobe HQ. Она принимает на хранение вещи от независимых заказчиков, а также работает со стоками брендов. Курьерскую доставку и химчистку они берут на себя, а зарабатывают на комиссии с арендной платы.
  • В Нидерландах, в Амстердаме, работает проект LENA the fashion library, выросший из классического секонд-хенда. Одежду там можно как взять в аренду, так и выкупить со скидкой, если она особенно приглянулась.
Фото: LENA the fashion library / Facebook
  • В столице КНР Пекине популярностью пользуется платформа Ycloset, основанная в 2015 году. В проект инвестировали такие крупные игроки, как Alibaba Group Holding Ltd, SB China Capital и Sequoia Capital. В 2018 году на платформе было уже около 15 млн зарегистрированных пользователей, которые за фиксированную плату получали в аренду неограниченное число предметов одежды.
  • Идея аренды пришлась по вкусу и некоторым брендам. В 2020 году компания Levi’s в коллаборации с датским брендом Ganni выпустила коллекцию джинсовой одежды из переработанных материалов Love Letter. Вещи нельзя купить, но можно взять в аренду за $55 в неделю.
  • В России также действует несколько сервисов проката одежды. В Москве работают Dress up Bar и Vecher, где можно взять вечерние платья, а также сервис аренды детских вещей по подписке NextGeneration 22. В Санкт-Петербурге компания МО предлагает повседневную одежду.

Влияние модной индустрии на окружающую среду

Объем выбросов CO2 текстильной промышленностью ежегодно составляет более миллиарда тонн — это больше, чем от всех международных авиаперелетов и судоходства.

  • Модная индустрия ответственна за загрязнение Мирового океана микропластиком из текстильных волокон и использование токсичных химических веществ.
  • Индустрия также потребляет одну десятую всей воды, используемой в промышленности. Для производства килограмма хлопка требуется 10 тыс. литров воды или 3 тыс. литров для одной хлопковой рубашки.

Некоторые популярные производители вводят покупателей в заблуждение, объявляя свою продукцию более экологичной, чем она есть на самом деле. Согласно отчету аналитиков Changing Markets Foundation, H&M продает 96% одежды с ложным составом, ASOS — 89%, Boohoo — 85%, Walmart — 80%, UNIQLO — 79%, а Forever 21 — 78%.

Копировать ссылкуСкопировано