Аренда одежды, долгое время считавшаяся «зеленой» альтернативой
- У аренды одежды есть скрытые экологические издержки. В частности, авторы исследования отметили, что она подразумевает упаковку и транспортировку большого количества вещей между складом и арендаторами. Кроме того, компании вынуждены регулярно пользоваться услугами химчисток, а это также вредит окружающей среде.
- Самый рациональный способ потребления, по мнению исследователей: покупать небольшое количество качественной одежды и носить ее как можно дольше.
- Изменить ситуацию можно, если пересмотреть концепцию аренды. Как отметила автор книги Fashionopolis: The Price of Fast Fashion and the Future of Clothes Дана Томас, прокат будет более экологичным, если люди станут арендовать вещи не на регулярной основе, а для конкретных мероприятий, например выпускных и свадеб. А владельцы фирм проката должны перестроить логистику, чтобы минимизировать наносимый природе ущерб.
Рынок проката одежды
Прокат одежды начал активно развиваться в последние несколько лет. Рост ускорился на фоне пандемии и внимания к экологическим проблемам. В 2018 году объем рынка оценивался в $1,18 млрд. Уже к 2023-му, согласно прогнозам, он достигнет $1,96 млрд, а к 2029-му может пересечь отметку в $3 млрд.
- Одной из первых крупных компаний, специализирующихся на прокате одежды, стала нью-йоркская Rent the Runway. Они предлагают арендовать платья стоимостью в несколько тысяч долларов всего за $50–200 на срок до четырех дней. Кроме того, компания предлагает своеобразную подписку: за $159 клиентки могут в течение срока ее действия взять в аренду неограниченное количество раз спортивную, повседневную и деловую одежду.
- В Великобритании успешно работает компания My Wardrobe HQ. Она принимает на хранение вещи от независимых заказчиков, а также работает со стоками брендов. Курьерскую доставку и химчистку они берут на себя, а зарабатывают на комиссии с арендной платы.
- В Нидерландах, в Амстердаме, работает проект LENA the fashion library, выросший из классического секонд-хенда. Одежду там можно как взять в аренду, так и выкупить со скидкой, если она особенно приглянулась.

- В столице КНР Пекине популярностью пользуется платформа Ycloset, основанная в 2015 году. В проект инвестировали такие крупные игроки, как Alibaba Group Holding Ltd, SB China Capital и Sequoia Capital. В 2018 году на платформе было уже около 15 млн зарегистрированных пользователей, которые за фиксированную плату получали в аренду неограниченное число предметов одежды.
- Идея аренды пришлась по вкусу и некоторым брендам. В 2020 году компания Levi’s в коллаборации с датским брендом Ganni выпустила коллекцию джинсовой одежды из переработанных материалов Love Letter. Вещи нельзя купить, но можно взять в аренду за $55 в неделю.

- В России также действует несколько сервисов проката одежды. В Москве работают Dress up Bar и Vecher, где можно взять вечерние платья, а также сервис аренды детских вещей по подписке NextGeneration 22. В Санкт-Петербурге компания МО предлагает повседневную одежду.
Влияние модной индустрии на окружающую среду
Объем выбросов CO2 текстильной промышленностью ежегодно составляет более миллиарда тонн — это больше, чем от всех международных авиаперелетов и судоходства.
- Модная индустрия ответственна за загрязнение Мирового океана микропластиком из текстильных волокон и использование токсичных химических веществ.
- Индустрия также потребляет одну десятую всей воды, используемой в промышленности. Для производства килограмма хлопка требуется 10 тыс. литров воды или 3 тыс. литров для одной хлопковой рубашки.
Некоторые популярные производители вводят покупателей в заблуждение, объявляя свою продукцию более экологичной, чем она есть на самом деле. Согласно отчету аналитиков Changing Markets Foundation, H&M продает 96% одежды с ложным составом, ASOS — 89%, Boohoo — 85%, Walmart — 80%, UNIQLO — 79%, а Forever 21 — 78%.