Что произошло
Британская компания Rolls-Royce впервые испытала авиационный двигатель на водороде.
Почему это важно
Авиационная отрасль ответственна за 2,5% от общего объема выбросов углекислого газа.
Тенденция
Авиаконцерны работают над переходом на экологически чистое топливо в рамках плана по достижению чистого нуля к 2050 году.
Контекст
Rolls-Royce активно занимается разработкой экологичных двигателей, а также другими проектами в области альтернативной энергетики.
Что произошло
Британская компания Rolls-Royce и авиаперевозчик easyJet провели первое испытание авиационного двигателя на водороде.
- В наземных тестах использовали модифицированный двигатель Rolls-Royce AE 2100-A, который устанавливают на турбовинтовые самолеты ближнемагистральных направлений. Его заправили «зеленым» водородом, предоставленным Европейским центром морской энергии в Шотландии.
- Технический директор Rolls-Royce Грация Виттадини назвала испытания водородного силового агрегата «знаменательным достижением» и вехой на пути к авиаперевозкам с нулевым выбросом углерода.
Великобритания возглавляет глобальный переход к полетам без чувства вины, и сегодняшнее испытание, проведенное Rolls-Royce и easyJet, стало демонстрацией того, как бизнес-инновации могут изменить наш образ жизни.
Гран Шэппс,
министр предпринимательства, энергетики и промышленной стратегии Великобритании
Почему это важно
Сегодня на авиаперелеты приходится примерно 2,5% от общего объема выбросов углекислого газа.
- Показатель в последние годы неуклонно рос: в 2018-м он увеличился на 32% по сравнению с 2013-м.
- При этом авиация остается одной из самых трудно поддающихся декарбонизации отраслей, поскольку для самолетов, в отличие от большинства других транспортных средств, требуется очень высокая энергетическая плотность горючего. Хотя в разных странах ведутся разработки электрических самолетов, существующие прототипы пока имеют небольшую дальность полета.
- По данным инвестиционного банка Jefferies, в 2019 году на возобновляемое авиационное топливо приходилось менее 0,1% от общемирового спроса, достигающего примерно 330 млн тонн.
Тенденция
Авиаконцерны ранее проявляли интерес к водородным двигателям.
- В 2020-м году Airbus обнародовала три концепта экологически чистых лайнеров, работающих на водороде. Компания трудится, в частности, над двигателем внутреннего сгорания, работающим на водороде, в рамках подготовки к вводу в эксплуатацию самолета с нулевым уровнем выбросов к 2035 году.
- Британско-американская компания ZeroAvia совместно с авиахолдингом Alaska Air Group разрабатывает водородную силовую установку, которой планируют оснастить двухмоторный турбовинтовой самолет De Havilland Q400. Планируется, что машина сможет перевозить до 76 пассажиров на расстояние до 800 км.
Компании рассматривают также другие варианты топлива для снижения выбросов.
- Предприятие LanzaJet из Джорджии занимается разработкой экологически чистого авиационного топлива (SAF) на основе этанола. Компания планирует в 2023 году запустить строительство биоперерабатывающего завода Freedom Pines, который будет ежегодно производить около 37 млн литров SAF.
- Airbus экспериментирует с лайнером А320, работающим на стопроцентном биотопливе. Летные испытания стартовали весной 2021 года. Сейчас все гражданские суда концерна сертифицированы для заправки горючим, содержащим до 50% SAF.
- Коммерческие самолеты американского конкурента Airbus — компании Boeing — также сертифицированы для заправки топливом с 50%-ным содержанием SAF. Представители компании заявили, что к 2030 году готовятся начать поставки лайнеров, которые смогут летать на стопроцентном биотопливе.
Контекст
Компания Rolls-Royce специализируется на производстве двигателей для коммерческих и частных самолетов, двигателей для военных самолетов и судов, а также реакторов для атомных подводных лодок. Кроме того, компания производит оборудование для электростанций и малых модульных реакторов.
- В 2020 году Rolls-Royce объявила, что к 2029 году намерена построить от 10 до 15 мини-АЭС с модульными реакторами, что позволит обеспечить производство электроэнергии с низким уровнем вредных выбросов. Эксперты считают, что мини-реакторы могут конкурировать по цене с недорогими возобновляемыми источниками энергии, такими как морской ветер. Каждая мини-АЭС будет способна выдавать мощность в 440 мегаватт — этого достаточно для обеспечения электричеством города с населением около 600 тыс. человек. При этом станции будут обходиться дешевле, чем привычные АЭС.
- В ноябре 2022 года стало известно, что Rolls-Royce ведет переговоры с химической компанией Ineos о постройке мини-АЭС для обезуглероживания нефтеперерабатывающего завода в Шотландии.
- В 2021 году Rolls-Royce и Космическое агентство Великобритании объявили о совместном проекте для разработки двигателя корабля с ядерной установкой для полета на Марс.
- В начале 2022 году компания заявила, что разработала специальную батарею для электрического самолета, которая позволит воздушному судну с 6–8 пассажирами на борту пролететь около 148 км.
Фото обложки: Rolls-Royce