КиберпанкДеталиТехнологии

Роботы против «белых воротничков». Вытеснят ли бизнес-боты маркетологов, продажников и программистов

Американские компании стремительно автоматизируют бизнес-процессы, снижая, таким образом, спрос на сотрудников «среднего звена».

По прогнозам экспертов Всемирного экономического форума, к 2025 году машины будут трудиться столько же часов, сколько и люди.

Что происходит

Роботы «угрожают» белым воротничкам в США. По оценкам аналитиков, программные боты уже в скором времени научатся выполнять задачи маркетологов и программистов. 

Контекст

Автоматизация ускоряется при спаде в экономике: в мире сейчас происходят именно такие процессы, в частности США грозит рецессия. В первую очередь она отразится именно на офисных сотрудниках.

Но при этом

Одни эксперты считают, что процесс автоматизации не отнимет у людей их рабочие места, а другие — что в эпоху роботизации будут как победители, так и проигравшие.

Мировая практика

По прогнозам, к 2025 году машины будут работать столько же часов, сколько и люди, а спрос на «белых воротничков» упадет.

Что происходит

Роботы всерьез «угрожают» «белым воротничкам» в США. Речь идет не об автоматизированных помощниках, работающих на заводах или в общепите, а о ботах, которые научились выполнять стандартные офисные задачи и даже больше. Об этом пишет Bloomberg.

  • Спрос на автоматизацию бизнес-процессов, или так называемую RPA (Robotic Process Automation), подстегнула пандемия COVID-19. Имеется в виду программное обеспечение на основе искусственного интеллекта.
  • Bloomberg отмечает, что RPA внедряют в самых разных сферах, начиная от банковской (например, Goldman Sachs) и заканчивая розницей. По оценкам Брукингского института, самый большой потенциал у роботов в области маркетинга, продаж и программирования. 
  • Роботизация — не значит дорого. На рынке появилось множество компаний, которые предлагают бизнес-ботов по доступной цене. Например, самые крупные клиенты техасской ИТ-компании Kizen платят ей в год около $9,5 млн, а небольшие компании ежемесячно отдают всего по $10. Основной продукт компании Kizen — автоматизированный помощник по имени Zoe, который создавался для работы в маркетинге и продажах: например, робот проводит начальный анализ рынка и отбирает потенциальных клиентов для конкретного бизнеса.
  • С 2019 года у компаний, аналогичных Kizen, резко выросли доходы. Например, у UiPath, основанной предпринимателями из Румынии, они выросли со $148 млн до $892 млн. 

Контекст

Результаты исследований показывают: как правило, автоматизация ускоряется при спаде в экономике, когда работодателям становится сложнее выплачивать сотрудникам зарплаты. Именно такие процессы сейчас происходят в США. Несмотря на то что президент Джо Байден исключает рецессию в стране, аналитики Международного валютного фонда (МВФ) и ведущих американских банков, например Goldman Sachs, думают иначе. 

  • Еще в 2020 году пандемия коронавируса привела к массовым сокращениям в стране. Затем, по мере возвращения к привычной жизни, американские компании начали наращивать штат, чтобы быстро восстановиться. Но в 2022 году планы по найму им снова приходится резко сокращать: в стране рекордная за 40 лет инфляция.
  • Экономисты отмечают, что особенно это омрачает перспективы «белых воротничков». Сокращения грозят работникам сферы ИТ, бизнес-услуг, банковского дела и недвижимости — численность сотрудников в этих областях сейчас превышает даже допандемийный уровень. 
  • Эксперты предполагают, что в ближайшее время эти специалисты «побывают в шкуре» работников общепита, розничной торговли и сферы гостеприимства, которые первыми попали в волну сокращений в пандемию. 

Но при этом

Многие участники рынка считают, что внедрение роботов в бизнес-процессы угрожает не всем работникам. Эксперты из Массачусетского технологического института (MIT) заявили, что компьютеризация повышает производительность высокообразованных сотрудников.

  • Например, консалтинговая компания KC Harvey, клиент Kizen, использует «умное» ПО для архивации документов и отправки контрактов соответствующим клиентам. При этом в KC Harvey по-прежнему работают 100 человек, а у бухгалтерии появилось больше времени на другие важные задачи. 
  • Немецкий конгломерат Siemens AG практически полностью автоматизировал завод в Амберге, выпускающий промышленные компьютеры. Компания разработала программу, которая создает виртуальные модели конечных продуктов и позволяет запускать с ними так называемые стресс-тесты. Таким образом, сотрудники еще на стадии проектирования видят, что можно улучшить. После внедрения этой технологии производительность работников Siemens AG выросла более чем на 1000%.
  • По оценкам Брукингского института, меньше всего бизнес-роботы «угрожают» работникам общепита, сварщикам, паяльщикам, фрезеровщикам, а также HR-специалистам и веб-разработчикам.

В UiPath сравнивают автоматизацию с интернетом: когда он только появился, многие были уверены, что Всемирная паутина лишит людей миллионов рабочих мест, но в результате она даже создала новые отрасли. При этом экономист того же MIT Дэвид Отор не так оптимистичен, как его коллеги. Он считает, что в эпоху роботизации будут и победители, и проигравшие.

Мировая практика

По прогнозам Всемирного экономического форума, к 2025 году машины будут работать столько же часов, сколько и люди.

  • По версии ведущего портала в области ИТ Analytics Insight, наиболее масштабная автоматизация сейчас происходит в Сингапуре. Сейчас там самая высокая доля роботов — 918 на 10 тыс. сотрудников. Чаще всего «умные» машины внедряют в электронной промышленности, в том числе на производства микрочипов.
  • На второй строчке — одна из самых быстроразвивающихся стран в сфере технологий — Южная Корея. Там на 10 тыс. человек приходится 868 роботов. 
  • Замыкает тройку Япония с показателем 364 робота на 10 тыс. сотрудников. Эта азиатская страна по праву считается мировой фабрикой роботов, где даже самих роботов делают роботы. На Японию приходится 47% мирового производства умных машин. 
Копировать ссылкуСкопировано