Что происходит
Китайский агрегатор такси DiDi собирается приобрести треть компании Sinomach Automobile, которая занимается производством электромобилей.
Досье
В 2021 году DiDi оказалась в центре крупного скандала: китайские регуляторы обвинили сервис в передаче данных пользователей за рубеж.
Перспектива
По прогнозам экспертов, сделка Didi с Sinomach должна остановить преследование сервиса регуляторами и помочь ему закрепиться на рынке электромобилей.
Тенденция
Китайский рынок электромобилей активно растет. В стране зарегистрированы 479 компаний-производителей этого вида транспорта, десятки из них были открыты за последние несколько лет.
Что происходит
Китайский агрегатор такси DiDi ведет переговоры о покупке доли в компании по производству электромобилей Sinomach Automobile, которая получает поддержку от правительства КНР. Об этом сообщает Reuters.
- По словам источников агентства, DiDi собирается приобрести третью часть Sinomac. Это обойдется компании более чем в 1 млрд юаней ($150 млн).
- Переговоры находятся на продвинутой стадии, отмечает агентство. Обе стороны договорились подумать до конца месяца. Если сделка будет завершена, DiDi станет вторым по величине акционером Sinomach Automobile.
- Как пишет Reuters, новость о сотрудничестве, вероятно, станет облегчением для инвесторов DiDi после ряда проблем, с которыми столкнулась компания за последнее время.
Досье
- В 2012 году бывший сотрудник Alibaba Уилл Вей Чен основал компанию DiDi. Кроме заказа такси, в приложении можно арендовать автомобиль и велосипед, заказать доставку еды, оформить грузовые перевозки, финансовые и другие услуги.
- Как известно, DiDi собирает данные о местонахождении пассажиров и водителей, а также ведет аудиозапись во время поездки клиентов. Компания использовала их, в частности, для разработки технологий автономного вождения и для анализа дорожного движения.
- В 2021 году DiDi вышла на Нью-Йоркскую биржу и привлекла $4,4 млрд, а ее капитализация достигла $73 млрд. Размещение сервиса стало крупнейшим в США среди китайских компаний после рекордного листинга Alibaba в 2014 году ($25 млрд). Ранее предполагалось, что DiDi разместит свои акции в Гонконге.
- После этого Государственная администрация по регулированию рынка Китая начала антимонопольное расследование против DiDi. Впоследствии регулятор потребовал удалить приложение компании из китайских онлайн-магазинов из-за риска сбора персональных данных, которые могут попасть за рубеж после выхода компании на биржу в США.
- В связи с этими событиями рыночная стоимость DiDi резко упала, и компания приняла решение о делистинге акций с Нью-Йоркской фондовой биржи.
- По данным The Wall Street Journal, в скором времени китайские регуляторы должны завершить проверку Didi и опубликовать свои заключения.
Перспектива
- По словам экспертов, сделка Didi с Sinomach, которую поддерживает правительство, должна остановить преследование сервиса китайскими регуляторами и помочь ему восстановиться после скандала. Так, после публикации Reuters акции Didi выросли на 8%.
- Кроме того, сделка позволит Didi закрепиться на рынке электромобилей. Как пишет агентство, компания планирует наладить серийное производство двух моделей электромобилей уже во второй половине 2023 года.
- В рамках сделки сервис также собирается помочь Sinomach, которой пока не удалось погасить свой долг в размере более 1 млрд юаней (9 млрд рублей по нынешнему курсу). В прошлом году автоконцерн сократил свое производство более чем в 2 раза.
Тенденция
Китайский рынок электромобилей активно растет: в стране официально зарегистрированы 479 компаний-производителей этого вида транспорта, десятки из них были открыты за последние несколько лет.
- Один из самых известных — SAIC-GM-Wuling Automobile, который выпускает Hongguang Mini EV. Полного заряда электромобиля хватает на 120 километров, в январе 2021-го он стал самым продаваемым в мире.
- На этот рынок выходят не только автоконцерны. В прошлом году свой первый электромобиль представила компания Джека Ма Alibaba, которая выпустила его совместно с автопроизводителем SAIC Motor и инвестфондом Шанхая. Тем временем китайский ИТ-гигант Xiaomi пообещал наладить серийное производство электрокаров к первой половине 2024 года. О планах выпускать «умные» электромобили совместно с автоконцерном Geely сообщил разработчик самого популярного в Китае поисковика — компания Baidu.
Власти КНР активно поддерживают развитие электромобильной промышленности в стране.
- Китай планирует «озеленить» автомобильный парк на 100% уже к 2035 году. По данным за 2021 год, 14% купленных в Китае машин были электрическими.
- Для стимулирования покупок электромобилей правительство использует субсидии, размер которых различается в зависимости от емкости батареи и в среднем составляют $2,2 тыс.
- Еще один метод, который используют китайские власти, чтобы простимулировать покупки электромобилей, — выдача зеленых автомобильных номеров, обладатели которых имеют ряд преимуществ. Например, чтобы получить обычный госномер в Шанхае, необходимо участвовать в лотерее или аукционе — ежемесячно на торги выставляются около 10 тыс. регистрационных знаков. При покупке электромобиля зеленый номер выдается практически сразу и бесплатно. Кроме того, на водителей электрокаров не распространяется запрет на использование машин в
определенные дни недели .