КапиталДеталиЭкология

Отказ от одноразового пластика помог бизнесу в США сэкономить. Свои расходы сократили сотни ресторанов

Использование многоразовой посуды оказалось не только более экологичным, но и выгодным для заведений общепита.

Некоторым заведениям общепита удалось уменьшить траты примерно на $10 тыс. в год.

Бриф

Что произошло: американские рестораны вернулись к использованию многоразовой посуды и смогли не только сократить количество отходов, но и сэкономить деньги.

Мировая практика: компании по всему миру ищут экологичные аналоги одноразовому пластику. В Китае посуду заменили на картонную, а в Австрии используют кукурузный крахмал и бамбук. 

Но при этом: некоторые компании не готовы отказаться от пластика, опасаясь снижения прибыли, а производители и переработчики говорят о потере тысяч рабочих мест. 

Контекст: ежегодно в мире выбрасывается более 100 млн тонн одноразового пластика, при этом только 10–15% отходов попадают на переработку.

Что произошло

В США более 250 заведений общепита приняли участие в программе отказа от пластиковых приборов. Это помогло им не только сократить количество пластиковых отходов, но и сэкономить.

  • Переводить рестораны на использование многоразовой посуды помогает некоммерческая организация The Clean Water Action and Clean Water Fund из Вашингтона.
  • Сеть ресторанов израильской кухни Oren’s Hummus перестала использовать пластиковые емкости под соусы и теперь экономит $1,72 тыс. в год. При этом рестораны выбрасывают на 240 кг пластика меньше, чем ранее.
  • Кинотеатр Alameda Theatre & Cineplex заменил пластмассовые стаканы многоразовыми. Экономия составила $9,88 тыс. ежегодно. Объем пластикового мусора сократился на три тонны.
  • Comforts cafe смогли сэкономить $14 тыс. в год, сократив при этом количество пластиковых отходов на 2,4 тонны.
  • Компаниям пришлось вложиться в многоразовую посуду и мойки — на это ушло от $300 до $500. Затраты окупились в первые же месяцы.

Мировая практика

Отказ от одноразовой посуды затормозила пандемия, из-за которой большинство заведений работали только на доставку или продавали еду навынос. Чтобы сократить количество пластиковых отходов, в некоторых странах стали внедрять более экологичную упаковку. Например, в Китае пластиковые контейнеры заменили на картонные, а в Австрии используют посуду из пальмовых листьев и кукурузного крахмала.

  • В 2018 году британская сеть кофеен Boston Tea Party перестала продавать кофе в одноразовых чашках. Вместо этого клиентам предлагают принести свою чашку, купить ее или взять в аренду. Вскоре такому примеру последовали другие международные сети кофеен, такие как Starbucks и Costa.
  • В Великобритании также предложили оригинальную замену одноразовым кофейным стаканчикам. Картонные стаканы ButterflyCup без пластикового покрытия и крышки можно перерабатывать вместе с обычным картоном. Кроме того, они могут разлагаться естественным путем. Компания Burger King уже использует их в Индонезии для подачи мороженого.
  • Сеть отелей Marriott International начала устанавливать диспенсеры в ванных комнатах, чтобы сократить использование пластиковых бутылочек для шампуня и кондиционера.
  • Российская сеть «Спортмастер» заявила об отказе от пластиковых карт лояльности и переходе на их электронный вариант. Такое же решение приняла сеть магазинов косметики и товаров для дома «Улыбка радуги».
  • Apple и Samsung, чтобы сократить использование пластика, решили продавать смартфоны без зарядных устройств в комплекте. Компании объяснили, что у большинства пользователей они уже есть.
  • На фоне изменений инвесторы стали менее охотно вкладываться в бизнес по производству пластиковой упаковки. По данным Refinitiv, совокупная стоимость сделок в 2016–2020 годах составила $1,3 млрд, что на треть ниже, чем в пять предыдущих лет.

Но при этом

Не все производители готовы отказаться от одноразовой упаковки. Компания Coca-Cola, на долю которой приходится около 3 млн тонн пластиковой упаковки в год, заявила, что не планирует в ближайшее время прекращать производство напитков в пластиковых бутылках.

  • Вице-президент компании Coca-Cola Беа Перес пояснила, что покупатели предпочитают покупать газировку именно в пластике, потому что такую бутылку можно снова закрыть, к тому же она очень легкая. Отказ от пластика снизит объем продаж и приведет к потере прибыли. При этом Coca-Cola пообещала, что к 2030 году будет перерабатывать весь свой пластик.
  • Запрет одноразового пластика может привести к потере десятков тысяч рабочих мест, в том числе работы могут лишиться сотрудники перерабатывающих предприятий.
  • Многие торговые сети в Великобритании, Ирландии, Австралии и США отказались от бесплатных одноразовых пакетов. В первые месяцы инициатива действительно позволила сократить их использование на 80% и более. Однако вскоре многие покупатели, согласно исследованиям, вернулись к прежним привычкам.
  • Бумажные пакеты, на которые предлагают заменить пластик, не настолько экологичны, как принято считать. Для их изготовления может потребоваться на 400% больше энергии, не говоря уже о заготовке деревьев и использовании вредных химикатов в производстве. А выращивание хлопка, из которого шьют многоразовые сумки для покупок, «требует огромного количества воды, химических удобрений и пестицидов». 

Контекст

В 2019 году во всем мире было выброшено около 130 млн тонн одноразового пластика. По данным Minderoo Foundation, ежегодно на переработку попадают только 10–15% отходов и всего около 2% одноразового пластика производится из переработанных материалов. Остальной пластик отправляется на свалки, сжигается или попадает в Мировой океан.

  • Всего 20 нефтехимических компаний производят около 55% одноразового пластика в мире. 
  • Этот материал остается одним из «двигателей» климатического кризиса. В 2019 году на него приходилось около 3,8% выбросов парниковых газов. К 2050 году этот показатель может увеличиться до 5–10%.
  • Самыми опасными пластиковыми изделиями считаются одноразовые соломинки и ватные палочки, контейнеры из пенополистирола, столовые приборы, пакеты и стаканчики для кофе.