Мир в огнеДетали

Реклама быстрых займов, таргет на антисемитов и формирование зависимости. Как Google, Facebook и другие крупные компании получают прибыль в ущерб пользователям

Google показывает пользователям рекламу, в которой им обещают «гарантированное» получение займа, предоставление «наличных за 10 минут» и «без проверки кредитоспособности».

Что произошло 

Британский регулятор заявил, что Google получает прибыль от рекламы, продвигающей «мгновенные» кредиты, нарушая собственную политику.

Контекст

В Великобритании  растут цены на топливо и продукты. Кризис усугубляют пандемия, Brexit и последствия антироссийских санкций. 

Почему это важно

Эксперты заявляют, что люди берут займы под огромный процент, чтобы «свести концы с концами», и попадают в финансовую ловушку.

Прецедент

Google также монетизировал рекламу фейков об изменениях климата, Facebook позволяет таргетировать объявления на антисемитов, а реклама Instagram формирует комплексы у подростков.

Что произошло

Британское Управление по стандартам рекламы (ASA) заявило, что компания Google получает прибыль от рекламы, продвигающей «мгновенные» кредиты.

  • В ASA обратили внимание на ряд рекламных объявлений, которые Google показывал пользователям. Реклама обещала им «гарантированное» получение займа, «наличные за 10 минут» и «без проверки кредитоспособности».
  • По информации регулятора, объявления показывались англичанам, которые вводили в поисковик такие запросы, как «нужна помощь с деньгами». Реклама направляла пользователей к фирмам, предлагающим кредиты под высокие проценты.
  • В ASA выяснили, что объявления размещали не только кредитные организации и брокеры, иногда реклама вела на мошеннические сайты.

В Google ответили, что компания удалила из выдачи объявления, отмеченные регулятором. 

  • Однако, как пишет Guardian, на смену им в течение нескольких часов пришли новые, причем некоторые — от тех же рекламодателей.
  • При этом в 2016 году компания Google обещала защитить пользователей от «вводящих в заблуждение и вредных» финансовых продуктов, запретив рекламу «кредитов до зарплаты» и займов под высокие проценты.

Контекст

В Великобритании усугубляется кризис, который финансисты охарактеризовали как худший за последние 60 лет.

  • Домохозяйства борются с ростом цен на электроэнергию, продукты, бензин и дизельное топливо, нехваткой продуктов и сокращением рабочих мест.
  • Проблемы усугубляют перебои с цепочками поставок, вызванные пандемией, политикой Brexit (выходом Великобритании из Евросоюза) и антироссийскими санкциями.
  • Аналитики предупредили, что ситуация будет ухудшаться, и к осени 2022 года стоимость жизни для беднейших слоев населения Великобритании может вырасти еще на 10%. 
  • По оценкам финансистов, из-за огромных счетов за электроэнергию некоторые семьи могут «замерзнуть или умереть от голода».

Почему это важно

  • Люди, оказавшиеся в тяжелом финансовом положении, могут увидеть рекламу и импульсивно взять микрозаем «из-за полного отсутствия альтернатив заимствования», отметили в благотворительной организации StepChange.
  • Постоянное использование «быстрых кредитов», чтобы «свести концы с концами», заманивает людей в долговую западню, из которой тяжело выбраться, пояснили в  StepChange.
  • Как отметили в ASA, некоторые организации, которые рекламируются в Google, предлагают «сверхвысокие процентные ставки до 1721%».
  • В парламенте описали подобные организации как «законных ростовщиков», которые наживаются на финансовых трудностях людей, а рекламу этих организаций — «онлайн-вредом».
  • Эксперты также отметили, что, хотя в конечном счете ответственность лежит на рекламодателях, Google и другие платформы также должны принимать меры по борьбе с «вводящей в заблуждение» рекламой. 
  • «Учитывая то, что в ближайшие месяцы кризис  будет еще больше обостряться, есть все шансы, что мы увидим рост числа людей, вынужденных обращаться к такого рода займам, чтобы выжить», — заявили в StepChange.

Микрозаймы активно берут и в России — в 2021-м долги россиян по микрокредитам превысили 241 млрд рублей. По словам специалистов, грамотно взять быстрый заем возможно, но для этого следует выбирать легальные МФО. С 2017 года они отображаются в поиске «Яндекса» со специальной отметкой — галочкой в синем овале с надписью «ЦБ РФ».

Прецедент

Крупные компании нередко нарушают собственную политику и действуют в ущерб пользователям, стремясь получить прибыль.

  • Экс-сотрудница Meta обвинила компанию в том, что соцсеть Facebook бездействовала, пока платформа использовалась для заманивания женщин в секс-рабство, подстрекательств к насилию против этнических меньшинств в Эфиопии. 
  • Издание ProPublica заявило, что Facebook позволил рекламодателям обращаться к антисемитам и таргетировать на них рекламу.
  • До 2019 года Instagram разрешал показывать подросткам рекламу средств для похудения, БАДов и косметологических процедур. Хотя позднее соцсеть запретила таргетировать такой контент на пользователей младше 18 лет, The Verge отмечал, что в Instagram подросткам продолжают показывать рекламу, содержащую идеализированные изображения человеческого тела. По данным издания, это вредит их ментальному здоровью и приводит к расстройствам пищевого поведения.
  • Американские эксперты подозревают, что TikTok намеренно формирует у подростков зависимость и с помощью своих алгоритмов заставляет их смотреть больше роликов, наиболее прибыльных для компании.
  • Google до октября 2021 года позволяла монетизировать рекламу, в которой отрицалось существование глобального потепления и распространялись фейки об изменениях климата.

Фото обложки: freepik.com

Копировать ссылкуСкопировано