Что происходит
Все больше автомобилей оснащают системами помощи водителю, но эксперты считают их использование недостаточно безопасным.
Что говорят
При использовании автопилота у водителя возникает чувство ложной безопасности и он теряет концентрацию.
Тенденция
Системами помощи водителю оснащают многие авто, в том числе Volvo, Tesla, Cadillac.
Почему это важно
За последние годы произошло несколько аварий с участием машин на автопилоте, в том числе со смертельным исходом.
Что происходит
Многие новые автомобили оснащены автоматическими функциями помощи водителю, например удержание полосы или распознавание препятствий. Предполагается, что они должны сделать машины более безопасными, однако в некоторых случаях «умные» авто могут поспособствовать увеличению количества аварий на дорогах.
- По мнению экспертов, многие водители не до конца понимают, как пользоваться этими функциями.
- Исследование, проведенное Фондом безопасности дорожного движения США, показало, что даже после шести месяцев эксплуатации люди не могут полностью освоить передовые системы помощи водителю.
Это исследование показывает, что современные сложные автомобильные технологии требуют большего, чем обучение методом проб и ошибок, чтобы овладеть ими.
Джейк Нельсон, представитель фонда
- Пробелы в понимании водителями новых технологий могут иметь серьезные последствия для безопасности, считают авторы исследования.
- При этом исследование, проведенное в 2020 году, показало, что автоматизированные системы помощи водителю сложно назвать безупречными.
- В испытаниях участвовали BMW X7, Cadillac CT6, Ford Edge, Kia Telluride и Subaru Outback. Хуже всего работала система помощи при удержании полосы движения: на нее пришлось 73% инцидентов.
- Система распознавания препятствий также давала сбои. Машины допускали столкновения с макетом припаркованного авто на обочине в 66% случаев.
Что говорят
Исследователи отмечают, что в изучении вопроса аварийности при использовании автопилота недостаточно внимания уделяется тому, как человек взаимодействует с этой технологией.
- Чем более надежной становится система автоматического управления, тем менее готовы оказываются люди к ее отказу.
- При использовании подобных автономных систем задача водителя сводится к наблюдению за возможными сбоями в их работе. Однако из-за ложного чувства безопасности люди теряют концентрацию, им требуется до 40 секунд, чтобы вернуться к управлению автомобилем.
- Потенциальная опасность возникает и из-за «путаницы в режимах», пояснил инженер-психолог Майкл Нис. Существует реальный риск того, что водитель не поймет, в каком режиме находится автомобиль.
Удивительно, как далеко продвинулась технология автоматизированного вождения и как быстро, но даже если она надежна на 99%, этот 1%, умноженный на миллионы людей и мили, мили дорог, приведет к большому количество инцидентов.
Майкл Нис, инженер-психолог
Тенденция
Разработкой беспилотных систем занимаются практически все крупные автоконцерны по всему миру. Хотя внедрять полноценный автопилот производители не спешат, целый ряд вспомогательных систем, которые частично берут на себя управление машиной, можно встретить на серийных авто уже сегодня.
- Электронный помощник ProPILOT Assist устанавливают на Nissan и Infiniti. Он включает в себя продвинутый круиз-контроль, систему удержания в полосе движения и функцию предупреждения столкновения. Искусственный интеллект ориентируется в пространстве и анализирует данные, поступающие с комплекса видеокамер и сенсоров, а также с навигационной системы. Машина может, например, притормаживать, приближаясь к нужному повороту, и менять скорость, руководствуясь системой распознавания дорожных знаков.
- Tesla тестирует новую систему полуавтоматического управления FSD Beta. Система может брать управление автомобилем на себя, включая парковку, но водителю по-прежнему необходимо всегда держать руки на руле.
- Компания Volvо оснащает свои авто системой полуавтономного вождения Pilot Assist, которая может управлять машиной на скорости до 130 км/ч. Однако водитель, как и в случае с Tesla, должен постоянно держать руки на руле и быть готовым в случае необходимости взять управление на себя.
- Автомобили Cadillac оснащают системой Super Cruise. Она ориентируется в пространстве с помощью бортовых камер и датчиков, а также использует данные GPS. На скоростных магистралях машина сама контролирует управление и тормозную систему, даже позволяет водителю убрать руки с руля.
Почему это важно
За последние годы произошло несколько резонансных аварий с участием «умных» авто. Все они связаны с автомобилями Tesla.
- В 2019 году в Калифорнии Tesla на автопилоте проехала на красный сигнал светофора и врезалась в другой автомобиль, двое находившихся в салоне погибли. В январе 2022 года водителю электрокара предъявили обвинение в непредумышленном убийстве.
- В 2021 году неподалеку от Хьюстона, штат Техас, Tesla не вписалась в крутой поворот, врезалась в дерево и загорелась. В момент аварии кресло водителя было пустым, двое пассажиров авто погибли. Глава компании Илон Маск утверждал, что функция автопилота в момент аварии не была включена.
- В США проводится расследование в отношении системы помощи водителю Tesla после ряда ДТП, произошедших с 2018 по 2021 год, в которых электрокары на автопилоте врезались в автомобили экстренных служб с сигнальными огнями.
Фото обложки: guideautoweb.com