Что произошло
Продукты питания впервые обошли другие категории товаров повседневного спроса по объемам продаж на российском онлайн-рынке.
Что говорят
Аналитики отмечают, что интерес со стороны покупателей подстегивает и постоянное расширение ассортимента и круга производителей: от премиального сегмента до фермерских товаров.
В цифрах
По данным одного из последних исследований, онлайн продукты покупают 44% россиян. Чаще всего в сервисах доставки заказывают фрукты и овощи (11%), мясо и рыбу (11%), молочные продукты (10%).
Тенденция
Популярность покупки продуктов онлайн растет по всему миру: в США к 2025 году эксперты ожидают двукратного увеличения объемов продаж в сегменте, до $121 млрд.
Что произошло
- В России продукты питания впервые обошли другие категории
товаров повседневного спроса по объемам продаж на онлайн-рынке, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные NielsenIQ. - Аналитики отмечают, что в период с марта 2022-го по март 2023-го группа молочных продуктов заняла 16,1% онлайн-продаж среди товаров повседневного спроса. Ранее крупнейшей категорией в этом секторе была продукция для домашних животных с долей 16%. На данный момент, по оценкам NielsenIQ, в натуральном выражении на молочные продукты приходится более 27% онлайн-рынка.
- Кроме того, категория продуктов питания лидирует по темпам роста продаж в онлайн-сегменте. Например, за год к марту 2023-го продажи кондитерских изделий увеличились на 57,6% в денежном выражении, кофе и чая — на 57,7%, снеков — на 50,4%, а прохладительных напитков — на 38,8%.
Что говорят
- Представители отрасли подтверждают, что онлайн-продажи молочной продукции активно растут. Так, в ГК «Эконива» отмечают, что в 2022 году продажи в онлайн-канале выросли почти в 3 раза — до 10 тыс. тонн год к году. Кроме того, в компании отметили тенденцию к закупке продукции с длительным сроком хранения впрок: например, покупатели «заказывают сразу несколько упаковок ультрапастеризованного молока, чтобы иметь дома постоянный запас».
- По данным «Сбермаркета», наибольшей популярностью у покупателей пользуются молоко, сливочное масло, сметана, йогурт, творог и кефир. Представители Ozon предполагают, что потребители доверяют онлайн-продажам скоропортящихся продуктов (в частности, молочных), поскольку сервисы доставки показывают сроки годности в карточках товаров и строго их контролируют.
- Кроме того, интерес со стороны покупателей обеспечивает постоянное расширение ассортимента за счет прихода производителей из разных сегментов: так, в сервисах доставки доступна продукция как крупных компаний, так и фермерских производителей, а также товары премиального сегмента, отмечают в Ozon. В связи с этим Ozon и Wildberries прогнозируют дальнейший рост спроса на онлайн-продукцию.
В цифрах
- По данным исследования Rambler&Co и «Сбермаркета», онлайн продукты покупают 44% россиян. Из них 31% обращаются к онлайн-площадкам, поскольку предпочитают планировать траты и выбирать продукты по структурированному списку. Еще для 13% важны скидки и акции, а 2% удобно ориентироваться на свои предыдущие онлайн-заказы.
- Примерно 36% россиян еженедельно тратят на покупки продуктов питания онлайн от 2 тыс. рублей до 3 тыс. рублей, 22% опрошенных тратят в среднем 4–5 тыс. рублей, еще 16% — 5–8 тыс. рублей.
- Чаще всего в сервисах доставки еды россияне заказывают фрукты и овощи (11%), мясо и рыбу (11%), молочные продукты (10%) и хлебобулочные изделия (10%).
- Примерно половина покупателей товаров в онлайн-магазинах уверены, что продукция в офлайн-магазинах дороже, отмечают аналитики NielsenIQ. В компании объясняют, что цена на товары, которые составляют основную часть продаж онлайн-рынка, действительно ниже, однако средняя стоимость может быть значительно выше — за счет разницы в ассортименте. Например, средняя товарная единица в категории безалкогольных напитков в онлайн-магазине дороже примерно на 22%, при этом цены на 15 из 20 самых продаваемых позиций ниже в среднем на 6%.
Тенденция
- Популярность покупки продуктов онлайн растет повсеместно, ключевым драйвером роста стали пандемия COVID-19 и переход на удаленную работу, отмечают аналитики. Так, в 2020-м в США количество покупателей продукции на онлайн-площадках увеличилось на 42,6% по сравнению с 2019-м. Эксперты прогнозируют, что ежегодный рост числа потребителей в будущем замедлится и составит 4,1% в 2022 году, 2,8% в 2023-м и 2,5% в 2024-м. При этом объем продаж в период с 2021-го по 2025-й в США увеличится вдвое и достигнет $121 млрд.
- Объем европейского онлайн-рынка продуктов питания в 2022 году достиг $109,6 млрд. Аналитики IMARC Group предполагают, что к 2028 году этот показатель составит $261,5 млрд. Высокий спрос на онлайн-покупки компания объясняет широким ассортиментом свежих и упакованных продуктов, включая фрукты, овощи и мясо, доступными ценами, частыми скидками и акциями, а также возможностью оперативно оформить возврат средств и воспользоваться функцией экспресс-доставки.
- В Юго-Восточной Азии ежемесячные расходы потребителей на доставку продуктов питания к маю 2022-го выросли на 30% по сравнению с ноябрем 2021 года. В отчете компании Grab говорится, что за этот период больше всего на доставку потратили жители Сингапура, в то время как чаще всего оформляли заказы в онлайн-сервисах потребители из Вьетнама. Общий доход продавцов вырос в среднем на 15%.
Фото обложки: Freepik