Мир в огнеДеталиИнтернет

Продавцы воздуха: как мошенники обманывают любителей онлайн-шопинга и что делать, чтобы от них защититься

Житель Сингапура заказал новый iPhone 14 Pro Max в интернете, но вместо смартфона ему доставили коробку с деревянным бруском. 

Аферы в сфере электронной коммерции — это один из самых популярных видов мошенничества в Сингапуре. В 2021 году там было зарегистрировано более 2,7 тыс. случаев с убытками на $5,8 млн.

Что произошло

Житель Сингапура заказал новый iPhone 14 Pro Max в интернете, но курьер доставил ему пакеты, наполненные воздухом, и деревяшку.

Прецедент

На мошенников можно «нарваться» и покупая товары на крупных маркетплейсах: москвичка получила камень вместо плеера c AliExpress, жительница Петербурга — мусор вместо детских товаров с Wildberries.

Контекст

Для обмана покупателей аферисты используют соцсети, доски объявлений, создают поддельные магазины-однодневки.

Что делать

Роспотребнадзор советует обращать внимание на ряд факторов при покупке: слишком низкая цена, требование перевести предоплату на карту и чрезмерная настойчивость могут указывать на недобросовестность продавца.

Что произошло

Житель Сингапура заказал новый iPhone 14 Pro Max в интернете, но получил пакет с мусором.

  • Мужчина по фамилии Юй рассказал, что обычно покупает технику Apple напрямую у авторизованных розничных продавцов. Однако на этот раз он решил сделать заказ на торговой площадке Shopee.
  • Проверив рейтинг продавца и отзывы (они были в основном положительными), Юй оформил заказ на iPhone 14 Pro Max (256 ГБ) стоимостью в 1961 сингапурский доллар (около 100 тыс. рублей).
  • Посылку доставил курьер, сфотографировал с ней покупателя и уехал. Когда Юй вскрыл коробку, он обнаружил внутри вместо смартфона пакеты, наполненные воздухом, и деревянный брусок. Сингапурец сразу же попытался связаться с продавцом и рассказать о случившемся, но тот перестал выходить на связь.
  • Мужчина заподозрил, что кто-то украл телефон во время доставки, и решил написать заявление в полицию. 
  • Позже на связь вышли представители платформы Shopee. Они принесли пострадавшему извинения, вернули ему деньги и пообещали «провести тщательное внутреннее расследование, чтобы предотвратить повторение подобных инцидентов».

Аферы в сфере электронной коммерции — это один из самых популярных видов мошенничества в Сингапуре. В 2021 году там было зарегистрировано более 2,7 тыс. случаев с убытками около $5,8 млн. При этом Shopee, по данным аналитиков, — одна из самых безопасных платформ в стране после Amazon, Lazada и Qoo10.

Прецедент

На мошенников можно «нарваться» не только во время шопинга в соцсетях и на сомнительных сайтах, но и покупая товары на крупных маркетплейсах. Но в таких случаях деньги за некачественный товар или вовсе недоставленный проще вернуть — даже если он пропал по вине службы доставки, а не продавца.

  • В 2019 году москвичка получила посылку c AliExpress через отделение «Почты России», но вместо плеера обнаружила внутри пакета камень. Китайский продавец заявил, что отправлял ей заказанный ею товар, тогда девушка обратилась в отделение почты. Там подтвердили, что несут материальную ответственность за утраченный товар, но выплачивать компенсацию отказались — вскрывать посылку нужно было в отделении. Девушка обратилась в следственный комитет и одновременно еще раз связалась с поддержкой маркетплейса, который решил вернуть жертве деньги. 
  • Петербурженке прислали коробку мусора вместо интернет-заказа — она оплатила на Wildberries детские товары, а получила картофельные очистки, окурки и использованные салфетки. Представители крупнейшего российского маркетплейса извинились за «ошибку» и снова отправили женщине заказ (на этот раз — корректный).
  • Но если переписка с продавцом велась через мессенджеры, отстоять свои права будет сложнее. «Супруга оформила заказ, оплатила и... опа! Заказ почти сразу отменяется, а в чате приложения Ozon приходит сообщение от продавца c предложением «доставить заказ напрямую» и продолжить общение в WhatsApp», — рассказал клиент маркетплейса. В Ozon заявили, что о мошенниках знают и постоянно предупреждают клиентов о том, что общаться с продавцом, вводить персональные данные и совершать платежи следует только на официальном сайте или в приложении площадки.
  • Жителю Мурманской области в 2014 году трижды прислали по почте кирпичи вместо планшета. Он заказывал технику на eBay. Когда по почте ему в первый раз пришла посылка с кирпичом, он решил, что это случайность. Переписка с поставщиком, администрацией eBay, а также «EMS Почтой России» и SPSR-express, которые занимались доставкой груза (SPSR-express — до Москвы, «EMS Почта России» — до ближайшего почтового отделения), виновных не установила. Тогда он написал заявление в полицию и сделал повторный заказ — на этот раз у другого продавца — и снова получил кирпич. Третий, по его словам, он оформил уже для чистоты эксперимента — и снова получил камень.

Контекст

Рост рынка e-commerce привел к росту киберпреступности. Обман во время интернет-шопинга — один из самых быстрорастущих видов мошенничества, отмечают эксперты. Аферисты используют соцсети, доски объявлений и создают поддельные магазины-однодневки.

  • Торговля «воздухом»... Например, в Новосибирске задержали мошенника, создавшего в соцсети аккаунт, который «притворялся» онлайн-шоурумом одежды — выставлял фото товаров и консультировал покупателей. Преступник собирал с клиентов предоплату, но даже не планировал отправлять им товары. 
  • …и камнями. В 2017 году служба безопасности «Почты России» вместе с правоохранительными органами поймала преступников, которые открывали фейковые онлайн-магазины по продаже техники по низким ценам. Работали такие сайты обычно не более месяца — за это время преступники успевали набрать заказы на миллионы рублей. А в почтовых отправлениях вместо смартфонов клиентам приходили кирпичи, бутылки с водой или стаканы, в зависимости от веса заказанного товара. 
  • Подделки. Но чаще клиенты все-таки получают свои заказы, но качество некоторых товаров порой серьезно отличается от того, что обещают продавцы. Аналитики посчитали, что ежемесячно в РФ создается порядка 9 тыс. новых аккаунтов в соцсетях для торговли контрафактным «люксом». При этом неоригинальное происхождение продукции признает лишь каждый десятый продавец.
  • Магазины-однодневки. Некоторые мошенники «работают», создавая сайты и регистрируя домены с названиями, напоминающими известные бренды. Они используются для торговли контрафактом, фишинга и других афер.

Что делать

Роспотребнадзор перечислил признаки потенциально опасных интернет-магазинов. В ведомстве советуют отказаться от сделки, если обнаружился хотя бы один из них.

  • Слишком низкая цена. Для привлечения жертв мошенники часто пишут в объявлениях цену значительно ниже рыночных. Не поддавайтесь на слова «реализация таможенного конфиската», «голландский аукцион» и тому подобное, предупредили в ведомстве.
  • Требование предоплаты. Особенно — с использованием анонимных платежных систем, электронных денег или при помощи банковского перевода на карту, выданную на имя частного лица.
  • Отсутствие у продавца или магазина «истории». Если интернет-магазин или учетная запись продавца зарегистрированы несколько дней назад, сделка с ними может быть опасной.
  • Излишняя настойчивость продавцов. Стоит насторожиться, если менеджер магазина начинает торопить вас с заказом и оплатой товара, убеждая в том, что если не заказать его сейчас, то цена изменится или товар будет снят с продажи. 
Копировать ссылкуСкопировано