Правила игрыДеталиИнтернет

Правительство планирует обязать бизнес бесплатно предоставлять данные россиян

Информация будет собираться в обезличенном виде.

Предприниматели надеются на доработку нового законопроекта.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России разработало новую версию поправок к закону о персональных данных, следуя которой бизнес будет обязан бесплатно отдавать властям обезличенную информацию своих клиентов. С идеями правительства ознакомился «Коммерсант». 

  • Данные будут собирать «для государственного и муниципального управления». Однако, по какому регламенту бизнес будет делиться информацией с властями, пока неизвестно.
  • Обновленный вариант законопроекта описывает участников рынка, как «операторов персональных данных». Под это определение подпадают физические и юридические лица (онлайн-сервисы, финансовые организации, мобильные операторы и проч.), а также органы власти. 
  • Операторы определяют цели обработки данных и осуществляют отбор необходимой информации.
  • Среди таких операторов «Коммерсант» называет Сбербанк, Газпромбанк, банк «Тинькофф», Qiwi, «Яндекс», Mail.ru Group,  «Билайн»,  «МегаФон», «Ростелеком» и МТС.

В зависимости от методики подсчета, ежегодный оборот рынка больших данных в России составляет от 10 до 30 млрд руб (информация Ассоциации больших данных (АБД)).

Минцифры направило первую версию документа в правительство 10 марта, а 16 марта внесло повторно.

Реакция бизнеса и экспертов

  • Президент АБД Анна Серебрянникова раскритиковала законопроект за демотивацию бизнеса заниматься обработкой данных и создание дополнительных ограничителей и издержек. С ней согласились в  «МегаФоне». 
  •  «Яндекс» обратил внимание на то, что Минцифры не определило термин «обезличенные данные», а также —  процесс передачи информации и меры по обеспечению безопасности данных клиентов.
  • По словам директора по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирины Левовой, проект Минцифры демонстрирует стремление государства выйти на рынок цифровых услуг. Она утверждает, что законопроект отошел от своего замысла создать в России условия для эффективного и безопасного оборота обезличенных данных граждан.

Контекст

В феврале 2021 года Госдума России приняла в первом чтении проект поправок к законопроекту «О персональных данных», согласно которым, в частности, один гражданин может давать согласие на обработку данных для нескольких целей. Изменения предусматривали полномочия Роскомнадзора по установке требований к обезличиванию данных пользователей и к инструментам для этого. 

  • Согласно первой версии документа, внесенной в Госдуму 10 февраля, операторы персональных данных должны были использовать защиту информации с возможностью полного ее уничтожения. Сертифицировать средства защиты должны были ФСБ и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.
  • Для пользователей предусматривался универсальный идентификатор, который мог заменять собой ФИО и паспортные данные.

Предполагалось, что поправки должны расширить возможности для инновационного бизнеса по сбору персональных данных россиян. 

Обезличенные данные в России

Исходя из положений ФЗ №152 «О персональных данных», обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту.

  • 3 марта 2021 года Минцифры высказало идею о свободной обработке обезличенных данных россиян бизнесом при условии, что операторам будет запрещено «использовать иную информацию, действия и методы, которые помогут определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту».
  • 12 марта Минцифры представило законопроект, в котором приравнивает обезличенные данные к персональным. Использование обезличенной информации без разрешения граждан, согласно проекту, будет возможным только в целях исследований, сбора и обработки статистики. 

Защита персональных данных в мире

Европа

В мае 2018 года Европейский Союз ввел Общий регламент по защите данных (GDPR). Регламент требует от ИT-компаний получать согласие каждого человека всякий раз, когда они собирают персональные данные гражданина (например, используя cookies).

  • Разрешение при этом должно быть выражено в форме утверждения или в однозначных активных действиях пользователя. Согласие на обработку данных ребенка должно быть получено от его родителей или законных представителей. 
  • GDPR также расширил право резидентов ЕС контролировать обработку персональных данных. В частности, они получили возможность узнавать, каким третьим лицам раскрываются их данные, а также требовать исправления или удаления информации. 
  • Регламент устанавливает более жесткие правила обмена персональными данными пользователей. В частности, компании обязали уведомлять регулирующие органы о любых нарушениях регламента в течение 72 часов после их обнаружения.
  • Максимальный штраф за нарушение GDPR — 4% от глобального оборота компании.

США

В сентябре 2018 года в американском штате Калифорния был одобрен California Consumer Privacy Act, или CCPA.

  • Согласно этому акту, каждый пользователь Интернета в штате получает право требовать у каждой компании не только собранную о нем информацию, но и список третьих лиц, которым она была предоставлена.
  • Также граждане получили возможность подавать в суд на предприятие, которое не выполнило запроса в срок или неправомерно воспользовалось личной информацией.
  • Под действие закона попали компании с минимальным годовым доходом $25 млн или с базой персональных данных более 50 тыс. человек. Такие компании также должны обрабатывать данные резидентов Калифорнии, находящихся в пределах или за границей штата. 
Копировать ссылкуСкопировано