Правила игрыДетали

Права, страховка и постановка на учет: в Великобритании намерены ужесточить правила для велосипедистов. Где лихачить на двухколесном транспорте уже стало слишком дорого

Ужесточить законодательство предложил министр транспорта страны.

Что происходит

В Великобритании велосипедистов и автомобилистов предлагают фактически уравнять в правах и, соответственно, начать штрафовать первых за проезд на красный свет или за превышение скорости.

Контекст

Согласно последним изменениям британского Дорожного кодекса, велосипеды получили приоритет перед машинами: автолюбители обязаны пропускать их на дороге.

Мировая практика

Жители Японии должны регистрировать свои велосипеды, чтобы полиция могла определить владельца и выписать штраф в случае нарушения ПДД. За опасную езду придется заплатить в Нидерландах и Австралии.

В России

В России игнорирование велосипедистом запрещающего сигнала светофора обойдется в 800–1500 рублей.

Что происходит

Правительство Великобритании рассматривает возможность изменить правила дорожного движения и фактически уравнять велосипедистов и автомобилистов, пишет Daily Mail.

  • Министр транспорта Грант Шаппс заявил изданию, что будет лоббировать введение штрафов за превышение скорости и проезд на красный свет на двухколесном транспорте. 
  • Чтобы оперативно выявлять нарушителей, владельцев велосипедов предлагают обязать получать регистрационные знаки, а также покупать страховку, как автомобилистов. В таком случае пострадавшие в аварии, произошедшей из-за велосипедиста, гарантированно смогут получить компенсацию.
  • Шаппс отметил, что «не хочет мешать» велосипедистам, учитывая всю пользу для здоровья от использования этого вида транспорта. Однако он подчеркнул, что на участках дороги с ограничением скорости для автомобилей в 20 миль в час (32 км в час) велосипедисты часто превышают этот лимит, создавая опасную ситуацию на дороге. Многие пользователи раскритиковали министра после этих слов, отметив, что с точки зрения физических возможностей человека это маловероятно.

Я не хочу мешать людям ездить на велосипеде. Но я не вижу причин, по которым велосипедисты могут нарушать ПДД и избегать наказания за это.

Грант Шаппс
министр транспорта Великобритании
  • Кроме того, министр предлагает ужесточить наказание в том случае, если в ДТП, спровоцированном велосипедистом, есть жертвы. Сейчас это наказывается 2 годами лишения свободы, отмечает Sky News, а автомобилисты за аналогичное преступление могут получить пожизненный срок.
  • В интернете также разгораются споры вокруг возможного введения велосипедных прав. По данным одного из опросов, 60% респондентов высказались против этого предложения и назвали его «кликбейтным бредом».

Правительство намерено провести исследование, чтобы выяснить, введение каких именно правил необходимо. Уже предстоящей осенью, по словам Шаппса, новый законопроект о транспорте рассмотрит парламент.

Контекст

Daily Mail отмечает, что новые меры фактически «уравняют» автомобилистов и велолюбителей перед законом. Сейчас обладатели байков могут ездить там же, где авто, но практически не несут наказаний за нарушение ПДД. «Уравнивание» поможет снизить напряженность между ними, которая возникла после недавних изменений в Дорожном кодексе Великобритании.

  • В январе 2022 года была четко установлена иерархия на дороге: пешеходы имеют приоритет перед велосипедистами, а те, в свою очередь, — перед автомобилистами. Особое возмущение у британцев вызвало то, что на перекрестках любителям двухколесного транспорта разрешили ездить по середине полосы, наравне с машинами, если вдоль дороги нет обочин или велодорожек.
  • Велосипедисты так же, как и автомобилисты, регулярно становятся виновниками аварий со смертельным исходом. Резонансным стал случай, произошедший в 2016 году в Лондоне. Тогда 18-летний житель британской столицы насмерть сбил мать двоих детей: у его велосипеда не было переднего тормоза, что запрещено. Перед тем как врезаться, лихач крикнул женщине: «Прочь с дороги!». В результате он отправился в тюрьму на 18 месяцев. Бывший британский премьер Борис Джонсон, который тогда занимал должность мэра столицы, называл некоторых местных «гонщиков» «сумасшедшими», хотя сам — заядлый велосипедист (он ездил на велосипеде в мэрию и другие госучреждения). Спустя несколько лет ситуация практически не изменилась, пишут британские СМИ. Например, в феврале 2022 года полиция в восточном Лондоне всего за 90 минут остановила 18 велосипедистов, проехавших на красный свет.
  • Отчеты за 2019 год показывают, что в гибели каждого сотого пешехода виноват велосипедист. При этом водители легковых автомобилей провоцируют 65% смертей пешеходов, остальные случаи приходятся на грузовики и общественный транспорт.

Мировая практика

Регистрация велосипедов как транспортного средства и обязательная страховка — редкость. Делается это, в основном чтобы защитить транспорт от угона, пишет портал News WWC.

  • В Японии, например, велолюбители обязаны получить регистрационный знак, который наклеивается на раму. Так, правоохранители могут идентифицировать нарушителя и, например, выписывать штрафы за парковку в неположенном месте. Тех, кто дважды за 3 года попадется на игнорировании сигналов светофора, обяжут прослушать лекцию о безопасности, причем за это еще и придется заплатить $50. Если нарушитель не прослушает лекцию, его оштрафуют уже на $400.
  • В Швейцарии до 2010 года велосипедисты также были обязаны регистрировать свой двухколесный транспорт. Но правительство в итоге отменило это требование, посчитав обслуживание системы слишком затратным. 
  • Меры, аналогичные принятым в Японии, планируют ввести и в Сингапуре. В 2018-м произошел знаковый случай. Велосипедист снес боковое зеркало грузовика, после чего его водитель сбил самого велосипедиста. В результате первого оштрафовали на $2 тыс., второго приговорили к 7 неделям тюрьмы и двухлетнему запрету на вождение.
  • В Германии обязательной регистрации велосипедов нет, но штрафы за нарушения ПДД очень высокие. Например, за проезд на перекрестке на «красный» штраф составит от €60 до €180, в зависимости от того, как долго горел запрещающий сигнал светофора (если более секунды — штраф увеличивается почти в 2 раза). 
  • В штате Южная Австралия велосипедисты должны соблюдать те же скоростные ограничения, что и водители автомобилей. 
  • В самой «велосипедной» стране мира — Нидерландах — не нужно регистрировать двухколесный транспорт или получать права. Но за езду на красный свет нарушители заплатят €95, а за то, что не подали знак о повороте, — €35.


В России

Согласно действующему законодательству, по тротуарам без ограничений могут ездить только дети до 14 лет. Взрослые велосипедисты должны передвигаться по велодорожкам, а если их нет — по обочине или правому краю проезжей части. И лишь если движение по ним невозможно (например, проезд заставлен припаркованными автомобилями), взрослый велосипедист может выехать на тротуар.

  • Штрафы для велосипедистов, например за проезд на красный сигнал светофора, — 800 рублей. Алкогольное опьянение, как и в случае с автолюбителями, считается отягчающим обстоятельством, в этом случае сумма увеличится до 1500 рублей.
  • В случае ДТП с участием автомобиля и велосипеда вне зависимости от того, кто стал его виновником, пострадавшая сторона может рассчитывать на компенсацию ущерба транспорту, здоровью и морального вреда.
  • По статистике Госавтоинспекции, чаще всего в аварии попадают велосипедисты из Краснодара, Ростова, Курска, Орла и Нижнего Новгорода.
  • В рейтинге 2021 года, составленном консалтинговой компанией КБ «Стрелка» и аналитиками из Delivery Club, самыми безопасными велогородами назвали Уфу, Пермь и Волгоград. Москва и Санкт-Петербург оказались лишь в середине списка.
  • Тем не менее в столице активно поддерживают велолюбителей, даже тех, у кого нет собственного двухколесного транспорта. Например, сеть городского общественного велопроката «Велобайк» предлагает взять транспорт в аренду: станции есть почти в каждом районе города. По данным 2021 года, жители могли взять в аренду 7511 велосипедов на 729 станциях. Активно прокладываются и велодорожки для обеспечения безопасности движения: одна из таких охватывает все Бульварное кольцо.

Фото обложки: Alberto Pezzali / AP / TASS

Копировать ссылкуСкопировано