Что происходит
Децентрализованная соцсеть Mastodon набирает популярность на фоне недовольства пользователей Twitter* изменениями после покупки соцсети Илоном Маском.
Как это работает
Mastodon дает пользователям возможность делиться сообщениями, фото и видео, подключившись к одному из серверов, а также создавать собственные серверы.
Расклад сил
Mastodon — часть вселенной Fediverse, в которую входят различные децентрализованные соцсети, работающие по тому же принципу.
Контекст
Илон Маск купил Twitter* 28 октября, после этого компания уволила почти половину сотрудников и объявила о введении платного подтверждения аккаунтов.
Что происходит
Децентрализованная соцсеть Mastodon столкнулась с резким всплеском популярности на фоне недовольства многих пользователей Twitter* изменениями, начавшимися после покупки компании Илоном Маском.
- С 27 октября аудитория Mastodon выросла примерно на 500 тыс. человек. К 7 ноября на платформе было зарегистрировано уже более 1 млн пользователей, и это число продолжает расти.
- Хотя Mastodon существует уже 6 лет, до сих пор она не сталкивалась с подобной активностью. Например, аудитория сообщества Fosstodon, участники которого обсуждают различные технологии, увеличилась с 3 тыс. до 40 тыс. человек.
- СМИ сообщают, что серверы соцсети перегружены, а администраторы не могут справиться с новыми запросами на присоединение и с объемом сообщений.
Как это работает
Mastodon — соцсеть, схожая по своим функциям с Twitter*: там можно писать сообщения, называемые toots — «гудки», длиной до 500 символов, делиться видео, создавать опросы, подписываться на других пользователей и оставлять лайки. Разработчик и исполнительный директор — гражданин Германии Евгений Рочко.
- Главная особенность Mastodon — децентрализация. По сути, это не единая платформа, а коллективная сеть, связывающая множество разных серверов. Это означает, что, в отличие от Twitter* и других соцсетей, она не принадлежит одному конкретному человеку. Такой платформой нельзя управлять, руководствуясь желаниями одного человека, а также нельзя купить или продать.
- При регистрации пользователи выбирают подходящий для себя сервер, например по интересам или географическому положению. При этом они могут свободно общаться с членами других сообществ и даже соцсетей, входящих в
Fediverse . Также пользователи могут запускать собственные серверы. - Основная проблема подобных платформ — модерация. У каждого сервера есть собственные правила относительно контента. Также владелец сервера вправе открыть регистрацию на нем для всех или одобрять заявки вручную.
Расклад сил
Во «вселенную» Fediverse, кроме Mastodon, входит целый ряд сервисов, аналогичных по своих функциям популярным соцсетям. При этом пользователю достаточно зарегистрироваться лишь в одной из них, чтобы получить доступ ко всем ресурсам. По приблизительным подсчетам, Fediverse пользуются почти 6 млн человек во всем мире.
- Castopod — свободный хостинг-сервер для подкастов, созданный в 2019 году. Авторы могут размещать собственный контент и монетизировать его за счет рекламы, а новые эпизоды будут появляться в ленте у подписчиков как в Castopod, так и в других соцсетях Fediverse, в том числе Mastodon. Castopod также имеет встроенные механизмы аналитики подкастов и отдельных эпизодов.
- Friendica — соцсеть и микроблог с открытым исходным кодом, связанный как с другими проектами Fediverse, так и с некоторыми другими соцсетями. Например, войти можно с аккаунтом Twitter или GNU. Соцсеть была создана Майком Макгирвином, впоследствии ушедшим в еще один проект вселенной — Hubzilla.
- PeerTube — децентрализованный видеохостинг с открытым исходным кодом. Сервис был создан в 2017 году разработчиком с ником Chocobozzz, в дальнейшем поддержку разработки взяла на себя французская некоммерческая организация Framasoft. Пользователи могут свободно размещать видео на сервере и интегрироваться с другими серверами, создавая структуру, позволяющую коллективно размещать большой объем видео.
Контекст
27 октября Илон Маск приобрел компанию Twitter* за $44 млрд. Предприниматель лично возглавил соцсеть и распустил совет директоров компании. Позже СМИ сообщили о решении Twitter* сократить около 3,7 тыс. работников из 7,5 тыс., чтобы сократить расходы.
- В презентации для инвесторов миллиардер пообещал к 2028 году увеличить выручку компании в 5 раз по сравнению с показателем 2021 года (до $26 млрд), сократить долю рекламы до 45%, чтобы снизить зависимость соцсети, а также увеличить число активных пользователей с 237 млн до более чем 900 млн в день.
- Пока Twitter* только теряет пользователей: за первую неделю было удалено более миллиона аккаунтов.
- Пользователи обеспокоены тем, как функциональность Twitter* может измениться под контролем Маска. Кроме того, многие решили отказаться от использования соцсети в знак протеста против новой платной верификации.
*Соцсеть заблокирована на территории РФ в связи с распространением площадкой недостоверной общественно значимой информации.