МоскваДетали

Поезда-призраки, секретные ветки и бункер: легенды и мифы московского метро

Московскому метрополитену исполняется 90 лет. За это время метро из одной линии превратилось в настоящий подземный город, пережило войну, перестройку, выросло в несколько раз и продолжает увеличиваться. И, разумеется, строительство московской подземки идет бок о бок с городскими легендами и мифами. Собрали самые интересные из них — как развенчанные, так и оставшиеся тайной до сих пор.

Легенды московского метро

Загадочные исчезновения рабочих

Одна из легенд метро повествует о строительстве перегона от улицы Герцена (современная Большая Никитская) до Калининского проспекта (современный Новый Арбат). Согласно поверью, во время работ там обнаружили развалины опричного дворца Ивана Грозного. Его двор был усыпан толстым слоем речного песка — чтобы кровь людей, подвергавшихся там пыткам, впитывалась в песок. 

Легенда гласит, что во время раскопок строители начали жаловаться на головные боли, ночные кошмары и галлюцинации — они видели кровь, сочащуюся из-под земли, и слышали страшные крики. А однажды во время работ над станцией Таганская один из рабочих оступился и упал в шахту. Когда бригадиры спустились за ним вниз, мужчина словно испарился. Его тело нашли лишь спустя несколько дней в другом конце тоннеля. На нем не было ни царапины, однако всю кровь из тела будто выкачали.

Поезда-призраки

Одна из самых загадочных легенд московского метро — старые поезда, периодически появляющиеся на Кольцевой линии метро. История повествует о том, как раз в месяц прямо перед закрытием метро из ниоткуда выезжает поезд старого образца с машинистом в советской форме. 

По одной из версий, вагоны поезда абсолютно пусты, по другой — заполнены измученными людьми в серой строительной форме. Считается, что это души рабочих, погибших во время строительства метро. Поезд останавливается на каждой станции, иногда открывая двери, однако заходить внутрь не следует, а лучше и вовсе не приближаться к составу — считается, что, однажды зайдя в этот поезд, ты уже не вернешься в мир живых.

Станции-призраки

«Призрачное» московское метро известно не только исчезающими поездами, но и пропавшими станциями. Закрытые станции действительно существуют. Это построенные, но позднее переставшие использоваться станции «Первомайская» (Арбатско-Покровская линия), «Советская» (Замоскворецкая линия) и «Калужская» (здание депо Калужско-Рижской линии). 

Фото: mos.ru

Сейчас от станций уже мало что осталось, однако их заброшенные своды иногда можно увидеть, когда поезд проезжает платформы во время перегона. И, как и любые заброшенные сооружения, они обросли своими легендами. Одна их самых известных гласит о том, что во время строительства этих станций погибло так много рабочих и заключенных, что не хватало ресурсов хоронить каждого и потому тела погибших замуровывали прямо в стены метро.

Черный машинист и Путевой обходчик

Еще две легенды московского метро, конечно, связаны с привидениями, обитающими в недрах подземки. 

Одно из них — Черный машинист. Легенда гласит, что в 1990-е годы на одном из перегонов произошел несчастный случай — состав сошел с рельсов и загорелся. Невероятными усилиями машинист смог довезти поезд до платформы и спасти пассажиров, однако сам скончался в больнице через несколько дней. Несмотря на неисправность вагонов, которая привела к пожару, начальство обвинило в трагедии машиниста и отказало семье в компенсации. С тех пор работники метро иногда встречают в тоннелях обгоревшего человека — это душа машиниста, что не может найти покоя и бродит по путям, жаждая возмездия.

Легенда о Путевом обходчике не столь трагична — считается, что это лишь сотрудник метрополитена, который после смерти продолжает работу. Он посвятил свою жизнь работе в метро, был обходчиком 40 лет и даже после смерти не может покинуть рабочее место. Он продолжает выполнять свои обязанности, поэтому иногда можно встретить его, идущего по путям с лампой.

«Метро-2»

Пожалуй, самая известная легенда о московском метро — создание секретной системы подземки «Метро-2», или «Д6». Согласно ей, во время строительства тоннелей в 1930-е годы на глубине в 20–150 метров была проложена вторая система метрополитена. По слухам, линия предназначалась для эвакуации правительства в случае войны, а приказ о строительстве отдал лично Иосиф Сталин.

Фото: Wikipedia

Считалось, что попасть в «Метро-2» можно только из Кремля, через специальные помещения Сокольнической линии. Сами станции были полностью оборудованы для проживания высших лиц государства — там построили жилые помещения и склады с водой и едой, а на случай военной угрозы установили даже «секретную кнопку».

В легенду поверил не только народ, но и американская военная разведка США. В 1991 году Минобороны США опубликовало доклад о секретных линиях московской подземки. Была представлена даже разработанная карта расположения веток «Метро-2», обозначенных пунктирными линиями.

Карта метро-2
Фото: U.S. Department of Defense

Существование «Метро-2» не подтверждено и не опровергнуто до сих пор. В 1990-е годы некоторые чиновники косвенно подтверждали наличие в метро веток, предназначенных для эвакуации правительства в случае ядерной угрозы. Сообщалось, что тоннели уходят в Подмосковье, где оборудован командный пункт, откуда можно управлять вооруженными силами, в том числе ядерными. При этом координаты «Метро-2» никогда не назывались, а поиски секретных путей и станций некоторые диггеры ведут по сей день.

Секретный бункер Сталина

«Метро-2» не только само стало легендой, но и породило еще одну. Согласно ей, одна из веток секретного метро ведет в бомбоубежище, построенное специально для Иосифа Сталина под его дачей в Кунцево. Кроме того, считалось, что туда также проложен автомобильный тоннель — прямо от приемной Минобороны на Мясницкой улице. Сам объект полностью засекречен — до сих пор неизвестно, существовал ли бункер, и если да, то для каких целей использовался.

Мифы московского метро

Идея создания Кольцевой линии

Один из самых известных мифов, связанных с планами разработки столичного метро, гласит, что Иосиф Сталин во время доклада бригадиров о том, как продвигается строительство первых линий, случайно поставил кружку с кофе на схему будущих станций. Дно чашки оставило коричневый круг прямо в центре схемы, и так появилась идея создания Кольцевой линии. 

На самом деле это не более чем красивая история. Проект Кольцевой ветки, которая в перспективе должна была существенно разгрузить пересадочные узлы других линий, появилась еще до начала правления Сталина — в самых первых разработках метрополитена. 

К слову, изначально кольцо даже не было «кольцом» — на момент строительства ветка состояла лишь из 11 станций. «Замкнулась» она только спустя 10 лет после открытия.

«Пропавшая» станция метро

В 1996 году на короткое время появилась информация о новой станции «Физтех», строящейся на Серпуховско-Тимирязевской линии. Она якобы должна была стать следующей после «Алтуфьевской». Название и изображение новой станции даже появились на нескольких картах в метро, а затем так же быстро исчезли. 

На самом деле миф о появлении новой станции создали студенты МФТИ. Таким образом они решили отметить 1 апреля — сделали наклейки с названием «новой станции» и подклеили на схемы метро к уже существующим. Обман быстро заметили, и сотрудники метро принялись искать и отрывать наклейки. Однако информация уже успела распространиться среди пассажиров и даже попасть в несколько справочников.

Гигантские крысы-мутанты

Один из самых известных мифов подземки — существование крыс-мутантов, которые перегрызают кабели, вынуждая поезда задерживаться, и нападают на обходчиков путей. Их описывали как громадных существ высотой не менее метра и столько же в длину, которых боялись даже сторожевые собаки. Впоследствии некоторые диггеры утверждали, что действительно видели необычно больших животных в глубинах метро, хотя их размеры были вовсе не такими впечатляющими — максимум с небольшую собаку.

Существование мутантов в подземных тоннелях считается вероятным, но недоказанным — отловить или сфотографировать ни одно из описанных гигантских существ так и не удалось. Кроме того, считается, что животные в метро на самом деле редкость — трудно выжить в сырой и холодной среде, где вокруг каменные тоннели, вода и почти нет еды.

Проклятый дом под землей

Еще один миф повествует о необычной подземной находке. Во время строительства станции «Боровицкая» рабочие неожиданно обнаружили старинный кирпичный дом. Самое удивительное заключалось в том, что здание полностью уцелело не только снаружи (стены, окна, крыша), но и внутри — неразрушенными оказались даже мебель и посуда. Возникало ощущение, что в какой-то момент дом просто засыпало землей.

Фото: Александр Казаков / ТАСС

Конечно, сразу после обнаружения распространилось множество слухов. Самый известный — здание затянуло под землю древним проклятием, а любой, кто зайдет внутрь, сойдет с ума. На самом же деле все объяснялось природным явлением — в результате катаклизма под постройкой образовалась пустота, и в какой-то момент земля провалилась, «прихватив» с собой чей-то дом.

Эскалатор-убийца

Один из известных мифов московского метро связан с неработающим эскалатором на станции «Воробьевы горы». История гласит, что однажды движущаяся лестница «взбесилась» и начала срываться вниз с огромной скоростью, калеча пассажиров, после чего эскалатор было решено закрыть.

Откуда взялся жуткий миф, неизвестно, однако эскалатор точно никого не убивал. На самом деле все гораздо проще — станция «Воробьевы горы» находится на Лужнецком мосту. Из-за допущенных во время строительства ошибок уже через год после открытия мост начал трескаться, и вместе со станцией его закрыли почти на 20 лет. А эскалатор просто решили не восстанавливать.

Интересные факты о московском метро

За всю историю своего существования Московский метрополитен закрывался всего один раз и всего на один день

Строительство путей и станций не останавливалось даже во время Великой Отечественной войны, а само метро в то время стало для людей не только способом передвижения, но и круглосуточным бомбоубежищем — во время бомбежек там укрывались сотни тысяч человек. 

Единственный день в истории, когда метро не работало, — 16 октября 1941 года. В тот момент немецкие войска подошли слишком близко к Москве, и накануне Иосиф Сталин подписал секретное постановление «Об эвакуации столицы СССР». Согласно тексту приказа, как только враг окажется у входа в город, метро и предприятия, которые невозможно эвакуировать, должны были быть взорваны. 16 октября метрополитен был закрыт, и член Президиума Верховного Совета СССР Лазарь Каганович отдал приказ подготовить его к уничтожению — частично затопить и частично заминировать. Однако уже вечером того же дня приказ был отменен, и 17 октября метро вновь открыло свои двери. 

«Раздвоение» станций «Арбатская» и «Смоленская»

Несмотря на то что сейчас на схеме московского метро две станции «Арбатская» и две станции «Смоленская», изначально каждая была построена на Арбатско-Покровской линии «в единственном экземпляре». 

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Дело в том, что первые станции были заложены не очень глубоко, и в годы войны в результате авиаудара между ними был разрушен тоннель. После случившегося было принято решение о строительстве новых станций «Арбатская» и «Смоленская», но уже существенно глубже. Тем не менее поврежденный тоннель между старыми станциями после войны решили восстановить — и в 1958 году старые-новые «Арбатская» и «Смоленская» открылись, но уже в составе Филевской линии метро.

Разноцветная схема метро была придумана для удобства туристов

А вовсе не для того, чтобы радовать наш глаз. На самом деле изначально схема метро была черно-белой, и даже в процессе расширения цветовую палитру не меняли — москвичи и так спокойно ориентировались в новых линиях. Однако в 1957 году в столицу на Всемирный фестиваль молодежи приехало множество иностранных студентов. Многие из них не понимали русский язык, и объяснить им маршрут было довольно проблематично. 

Для упрощения восприятия схему «раскрасили» — три ветки получили красный, зеленый и синий цвета, а Кольцевая стала коричневой. И, как мы уже знаем, вовсе не из-за кофе, а потому, что коричневый цвет получался при наложении красной, зеленой и синей красок друг на друга во время печати.

Фото обложки: Yuri Kochetkov / EPA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано