Контрафактная электроника на маркетплейсах
В 2024 году россияне купили около 320 тыс. колонок и наушников бренда Marshall — это примерно 10% мировых продаж британской компании. Однако, по подсчетам
Оригинальная продукция Marshall подорожала после ухода компании из России в 2022-м. Сегодня средняя цена оригинального товара Marshall — 21 тыс. рублей. И приобрести неподдельную электронику можно в основном у крупных ритейлеров или в узкоспециализированной рознице. Но на деле значительная часть продаж приходится на маркетплейсы, где покупатель с высокой вероятностью может наткнуться на контрафакт — более бюджетный по сравнению с оригиналом. Например, на Ozon можно найти наушники Marshall за 5 тыс. рублей, а на Wildberries — и вовсе за 800–1600 рублей.

По оценкам дистрибьюторов, за последние 1–1,5 года рост доли контрафактных товаров на российском рынке замедлился. В Роскачестве говорят, что уровень фальсификата последние 3 года держится на уровне в 10%. И риск купить подделку до сих пор высок. Это касается верхнего ценового сегмента: в случае с аудиоэлектроникой это бренды JBL, Apple, Bang & Olufsen, Bose, Harman и другие.
Эксперты объясняют, что есть несколько путей, по которым контрафакт оказывается на онлайн-витрине маркетплейса. Например, самозанятые могут оформить статус ремесленника и продавать «самостоятельно произведенные товары» без маркировки. Кроме того, предприниматели наносят на товары ложные штрихкоды, не соблюдают требования о защите прав собственности на товарные знаки и продают подделки под видом известных брендов со скидкой. Через несколько недель они удаляют аккаунт, закрывают бизнес и не несут перед покупателями никакой ответственности.
С развитием параллельного импорта поставки в Россию неоригинальных товаров становятся проблемой, в том числе для маркетплейсов. Продавец может за несколько дней зарегистрировать новое ИП и продолжить реализовывать некачественный товар.
Юрий Клюшенковчлен генерального совета общественной организации «Деловая Россия» (представляет интересы частных несырьевых компаний)
Как маркетплейсы борются с контрафактом
Еще в июле 2023 года маркетплейсы и крупнейшие правообладатели совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) разработали и приняли «Добросовестные практики…» борьбы с контрафактом. С момента подписания документа по март 2024 года онлайн-площадки заблокировали 4,4 млн карточек товаров. Большинство из них — электроника, а также светотехника, строительные инструменты, косметика и спортивная одежда. А за весь 2024-й — еще 1 млн. Блокировка происходит после анализа жалоб правообладателей и экспертизы документов о происхождении товара. Такая система позволяет маркетплейсам принимать обоснованные решения, говорят в ФАС.
Для борьбы с подделками маркетплейсы используют и собственные цифровые инструменты. Например, Ozon рассматривает обращения правообладателей через «Кабинет бренда», к которому подключены тысячи продавцов и предпринимателей.
Мы проверяем карточки [товаров] вручную и с помощью моделей машинного обучения, используем нейросети и изучаем отзывы клиентов. Кроме того, перед выходом на Ozon продавец должен иметь все обязательные документы, включая сертификаты качества и согласие от бренда. Мы оперативно реагируем на жалобы пользователей и правообладателей. Если продавец не предоставит бумаги в течение 3 дней, карточка товара скрывается с витрины маркетплейса.
представитель Ozon
У Wildberries работает сервис «Цифровой арбитраж», который дает возможность владельцам брендов напрямую связываться с продавцами и проверять документы. В пресс-службе маркетплейса утверждают, что срок ответа на обращение сократили с 30 до 10 дней. Если продавец не предоставил документы, его товары скрываются с онлайн-витрины. Представители Lamoda напоминают, что покупатель, обратившись в поддержку, может и сам запросить сертификаты качества перед покупкой.
Мы работаем с очень узким кругом проверенных поставщиков и не допускаем к продаже ряд известных брендов через маркетплейс, чтобы не допустить хаоса. От поставщиков мы требуем гарантии подтверждения оригинальности товара, прописанные в договоре, и уделяем особое внимание источникам происхождения продукции.
Виктория Абдрашитова
управляющий директор по закупкам и ассортиментной стратегии Lamoda
К тому же в правительстве обсуждают законопроект о «платформенной экономике», который среди прочего предполагает ужесточение контроля за оборотом контрафакта на онлайн-площадках. В Минэкономики проработают единый механизм защиты правообладателей, а бизнес предлагает на законодательном уровне закрепить необходимость создания на площадках личных кабинетов (для проверки оригинальности товара) и проведения автоматизированного мониторинга нарушения прав.
Как отличить поддельную технику от оригинала
- При покупке товаров на маркетплейсах необходимо тщательно изучить данные о продавце и информацию о товаре. Потребитель также вправе потребовать у продавца два документа: сертификат и декларацию соответствия на продукцию. В них отражается происхождение товара.
- Эксперты рекомендуют опасаться слишком щедрых скидок и сравнивать стоимость со средней по рынку. Смартфон (как и любая другая техника) на маркетплейсе действительно может стоить немного дешевле, чем у крупных ритейлеров. Но стоит помнить, что оригинальная продукция даже в период больших распродаж не может стоить дешевле 30–40% от начальной цены.
- Перед походом в пункт выдачи стоит открыть официальный сайт (например, ресурс Xiaomi Россия или сеть магазинов restore: — в зависимости от приобретаемого бренда) и изучить внешний вид и комплектацию оригинального устройства. Затем при проверке товара посмотреть, полный ли комплект, есть ли логотип бренда, предоставляется ли гарантия. Кроме того, подделку могут выдать неровные надписи и разные шрифты на упаковке товара, отсутствие штрихкодов, серийных номеров и знаков соответствия стандартам.
Фото обложки: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС