КапиталДетали

Почему в России падают продажи крепких напитков и растут цены на алкоголь

За январь–апрель производство крепкого алкоголя в России сократилось на 26% год к году, а продажи — почти на 15%. Спрос упал на водку и коньяк, а интерес к вину тем временем стабильно растет. Правда, потребительские привычки меняются: на полках вместо красных вин все чаще появляются легкие розовые и игристые. 

Почему в России падает производство крепкого алкоголя

За январь–апрель 2025-го производство алкогольной продукции в России упало на 26% год к году — до 46,58 млн декалитров. Это данные Росалкогольтабакконтроля (РАТК) без учета пива, сидра и пивных напитков — статистика по ним ведется отдельно. 

Производство алкоголя
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Снижение объемов производства затронуло все основные категории алкоголя. Антирекорд установили слабоалкогольные напитки, крепость которых не превышает 9% (вермуты, ликеры, коктейли и др.), продемонстрировав падение на 94,5% год к году. Выпуск спиртных напитков крепостью выше 9% сократился на 14,7%. Больше всех «пострадали» коньяк (–22,7%) и водка (–15,6%). 

В РАТК такие показатели связывают в первую очередь с формированием больших товарных запасов в конце 2024 года: в ожидании повышения ставки акциза и минимальных розничных цен все участники рынка заполняли склады — от производителей до дистрибуторов. После реализации этих запасов рынок может вернуться к росту: по оценкам экспертов, стоки должны были освободиться к маю. 

Что происходит с производством вина в России

Вино — единственная категория алкоголя, которая показала рост производства с начала года. Так, выпуск тихих вин за январь–апрель увеличился на 5,2% (до 11,6 млн декалитров), а игристых — на 6,9% (до 4,8 млн декалитров). 

Белое вино в бокале
Фото: Big Dodzy / Unsplash

Несмотря на положительную динамику, темпы роста производства в этой категории тоже замедляются. Эксперты объясняют негативную тенденцию неурожаем винограда на юге России в 2024 году. Прогнозы виноделов на 2025-й расходятся: одни опасаются снижения качества продукции на фоне сокращения поставок импортных напитков, а другие говорят об укреплении российских вин на рынке на фоне высокой внутренней конкуренции.

С увеличением опыта и внедрением современных технологий в виноделии, включая автоматизацию процессов, качество российских вин, скорее всего, будет расти. Виноделы будут экспериментировать с новыми сортами и методами производства, что может привести к созданию уникальных и конкурентоспособных продуктов, а также повышению эффективности производства. 

Игорь Еремин
руководитель винодельческого хозяйства «Усадьба Перовских» 

Представители отрасли отмечают, что в этом году сохраняются тренды, намеченные в 2024-м: снижается спрос на красные вина, тем временем игристые и легкие розовые занимают все больше места на полках магазинов. Помимо российских, покупатели чаще отдают предпочтение винам Нового Света, сокращая потребление европейских. 

Почему спрос россиян на алкоголь упал

Продажи алкогольной продукции, как и объемы ее производства, продемонстрировали падение. За первый квартал 2025 года россияне купили 47,88 млн декалитров алкоголя (без учета пива, сидра и пивных напитков) — на 14,7% меньше, чем за аналогичный период 2024-го. Тому есть несколько причин: короткие праздники в феврале–марте и неблагоприятная погода в мае — наступление тепла, как правило, приводит к росту спроса на вино на 4–5%. 

Алкоголь на летних верандах в Москве
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Также среди причин — рост стоимости алкогольных напитков из-за инфляции и увеличения минимальных розничных цен (МРЦ). В частности, в начале 2025-го по приказу Минфина МРЦ для водки подскочила на 16,7% — до 349 рублей, для коньяка — на 17,09%, до 651 рубля. К тому же дорожают и вина. 

Пошлины на вина из недружественных стран в 2023–2024 годах поднялись до 25%, что привело к тому, что цена в 400 рублей превратилась более чем в 800 рублей. Цены на ранее ввезенные запасы меняли постепенно, но сейчас эта разница стала очень заметной. 

Владимир Косенко
главный амбассадор винного портфеля Luding Group, руководитель по обучению школы сомелье WineState 

В результате спрос переместился на напитки, которые подорожали не так значительно. Самым крупным сегментом российского рынка алкоголя по-прежнему остается пиво: уровень его потребления превышает 8 млрд литров в год. Вина россияне выпивают в 10 раз меньше.

Один из факторов связан с тем, что пиво более доступно с точки зрения приобретения, потому что на государственном уровне его продажа иначе регулируется. И пивной рынок продолжает искать свою аудиторию, закладывая большие бюджеты на пиар продукта через рекламу «нулевок». 

Александр Ставцев
руководитель информационного центра WineRetail 

Интерес к крепкому алкоголю падает и на фоне общего тренда на ЗОЖ — как среди взрослых потребителей, так и среди зумеров. У последних самый популярный напиток и вовсе — вода. Ее ежедневно покупают 52% молодых людей. На втором месте — энергетики (39%), на третьем — холодный кофе (37%). Среди алкогольных напитков их чаще всего интересуют вермуты, пиво и коктейли с небольшой крепостью. 

В целом эксперты отмечают, что падение продаж в сегменте алкоголя отражает общий спад потребительской активности, который затронул все категории товаров. Поэтому делать выводы о долгосрочных трендах аналитики намерены уже по итогам первого полугодия. 

Фото обложки: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано