Сезон ягод на российском рынке подходит к концу: как правило, пик его приходится на июнь. Однако в этот раз россияне покупали черешню и клубнику меньше, чем год назад — спрос упал на 9% и 5% соответственно по сравнению с июнем 2024 года (подсчитал оператор фискальных данных «Платформа ОФД»).
Причина проста: вместо того, чтобы подешеветь в сезон, как остальные фрукты, ягоды подорожали. По данным NTech, за год стоимость клубники выросла на 24% до 719 руб. к концу июня, черешни — на 38%, до 530 руб. за кг. При этом цена на те же персики, например, упала на 6% за неделю (244,6 руб. за кг), на нектарины на 13% (около 220 руб.), а на абрикосы на 5% (191 руб. за кг).
В конце июня в Минсельхозе поясняли, что стоимость плодоовощной продукции снижается по мере поступления нового урожая. В министерстве рассчитывали, что производители продолжат снижать цены в течение всего летне-осеннего периода, что, в свою очередь, скажется на показателях розницы. В ассоциации «Руспродсоюз» (объединяет крупных производителей продуктов питания) тогда озвучили, что овощи и фрукты обычно дешевеют вплоть до ноября, когда завершается сбор урожая.
За ростом цен, как обычно, стоит дефицит. Подвела урожайность черешни — в Крыму она, например, оказалась на 15–20% ниже, чем год назад на фоне заморозков в апреле-мае. В Краснодарском крае ущерб оценивался больше — урожайность упала в полтора раза.
Недостаток российских ягод продавцы замещали импортными, однако объем закупок при этом сократился. Ключевыми поставщиками для российских покупателей в этом году остаются Узбекистан, Азербайджан и Турция. Напомним, в начале июня стало известно, что компенсировать нехватку российского урожая будет черешня также из Афганистана. Местные фермеры переориентировали свои поставки с Пакистана и Индии на оптовиков из Киргизии и Узбекистана, которые, в свою очередь, должны были отправить ягоду в Россию.
Что касается клубники (она же садовая земляника), то ее на прилавках больше — в прошлом году, например, дефицит наблюдался из-за того, что до 80% урожая погибло из-за заморозков. Однако на объеме поставок могли сказаться, пусть и в меньшей степени, холода этой весны, плюс расходы на логистику и прочие издержки.