Клиентам каких банков блокируют карты
Свое недовольство работой банков россияне высказывают регулятору: по данным ЦБ, число тех, у кого есть претензии к финансовым организациям, увеличилось в первые полгода 2025-го почти на треть (+28,6%). Жалобы вызывают блокировка операций, счетов и банковских карт, а также приостановка банковского обслуживания.
Кроме того, россияне делятся негативным опытом с банками онлайн. Как пишут «Известия», клиенты возмущаются тем, что их средства на картах зачастую замораживают надолго — на срок более 30 дней. С такими проблемами, судя по отзывам в народном рейтинге «Банки.ру», столкнулись те, у кого есть счета в «МТС Деньги» (в двух случаях средства не удавалось снять в течение полугода), на столько же заморозили счет у некоторых клиентов ВТБ. Еще один пользователь, который получал зарплату на карту в Газпромбанке, ждал ее 4 месяца.
Блокировка средств на картах и счетах связана с тем, что банки таким образом пытаются следовать «антиотмывочному» закону — 115-ФЗ. Его цель — «противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». При этом, как уточнили в Росфинмониторинге, массовых блокировок не происходит — 115-ФЗ не предполагает такого подхода.
Из-за каких операций можно столкнуться с блокировкой
Начнем с того, что по закону длительных блокировок, на которые жалуются россияне, быть не должно в принципе. Если операция считается подозрительной, ее приостанавливают на срок до 2 рабочих дней, за которые банк связывается со своим клиентом. Если этого сделать не удается, тогда приостановка уже продлевается до 30 дней.
Для банка подозрительными выглядят много мелких переводов с карты, особенно если суммы нетипичны для клиента, а сами переводы идут в небольшой промежуток времени. Например, если было больше 30 переводов в сутки, а временной интервал составлял менее минуты. Что касается получателей, то подозрительно выглядит от 10 человек в день и более 50 в месяц. Наконец, сумма — от 100 тыс. рублей в день и более 1 млн рублей в месяц.
Напомним, власти сейчас активно борются с дропперами — клиентами банков, которые помогают обналичивать деньги и проводить незаконные операции (мошенников, криптообменников, нелегальных казино или пиратских сайтов). С 15 мая было введено ограничение на переводы свыше 100 тыс. рублей для пользователей, которые попали в базу дропперов.
При этом если вы регулярно пользуетесь картой, оплачиваете с нее покупки или счета (ЖКХ, мобильная связь), транзакции по ней вряд ли вызовут подозрения. Подарок коллеге или возврат долга не попадают под блокировку, однако могут вызвать подозрения, что владелец счета стал жертвой мошенников. В этом случае с ним свяжутся сотрудники банка и попросят подтвердить операцию, после чего средства дойдут до адресата.
Таким образом, эксперты рекомендуют: во-первых, держать карту и счет активными (см. выше). Во-вторых, не снимать поступившие средства сразу, а выждать хотя бы день. В-третьих, не частить с переводами и лучше не превышать сумму 100 тыс. рублей в сутки. Много транзакций на разные счета и разные суммы — красный флаг для банков.
Что делать при блокировке карты
Самое очевидное — не игнорировать сообщения банков, а лучше сразу обратиться в свою финорганизацию. Нужно при этом быть готовым объяснить происхождение средств. Минимально — устно, максимально — подтвердить документально источник доходов, например подойдут копии контрактов, справки 2-НДФЛ, сведения об уплаченных налогах и т.д.
Например, если у вашего коллеги заболел ребенок и вы с коллективом собрали деньги на лечение, то банк может заблокировать счет, куда поступали мелкие переводы. В этом случае придется подтвердить цель сбора — с помощью медицинских документов — и подтвердить родство адресата с тем, для кого собирали деньги.