Что произошло
Во Франции запретили внутренние рейсы по коротким маршрутам, которые можно преодолеть на поезде менее чем за 2,5 часа. Ограничения распространяются и на частные перелеты.
История вопроса
Новые правила стали частью закона страны о климате 2021 года, направленного на сокращение выбросов.
Что говорят
Некоторые эксперты указывают на то, что запрет на короткие перелеты окажет минимальное воздействие на выбросы CO2.
Тенденция
Германия, Австрия и другие страны Европы также стараются снизить количество выбросов аналогичными способами и пытаются стимулировать жителей предпочитать наземные поездки воздушным.
Что произошло
Во Франции запретили внутренние рейсы по коротким маршрутам, которые можно преодолеть на поезде менее чем за 2,5 часа. Мера направлена на сокращение вредных выбросов, которые выбрасывают в атмосферу авиакомпании. Об этом пишет France24.
- Французские власти утверждают, что непродолжительные авиарейсы наносят колоссальный вред окружающей среде, притом что их можно легко заменить.
- Новые ограничения распространяются, в частности, и на частные рейсы, которые обычно используют для коротких перелетов. Исключением станут лишь транзитные рейсы с пересадкой в столичном аэропорту Шарль-де-Голль.
- В первую очередь авиасообщение ограничат между Парижем и такими крупными городами, как Нант, Лион и Бордо.
Это первая в мире мера, которая полностью вписывается в правительственную политику по продвижению перехода к тем транспортным средствам, которые выбрасывают меньше парниковых газов.
Клеман Бон
министр транспорта Франции
- Закон также обязывает обеспечить «частые и своевременные» железнодорожные перевозки, чтобы удовлетворять потребности пассажиров, которые ранее путешествовали воздушным транспортом.
История вопроса
- Новые ограничения стали частью закона страны о климате 2021 года, направленного на сокращение выбросов. Гражданская комиссия по защите климата, созданная президентом Франции Эммануэлем Макроном, даже рекомендовала отменить все авиарейсы с альтернативой в виде поездки по железной дороге в пределах 4 часов. Однако после дебатов в парламенте ограничение приняли в смягченной форме.
- В 2020-м французское правительство предоставило авиакомпании Air France-KLM ссуду в размере €7 млрд в обмен на отмену части внутренних рейсов, а в 2021 году преобразовало €3 млрд из выданной ссуды в гибридный бессрочный долг. В том же году Франция внесла €1 млрд в уставной капитал авиаперевозчика, увеличив свою долю в компании с 14,3% до 29,9% и став крупнейшим ее акционером.
- Также закон вводит новые налоги на грузовые перевозки, более строгие санкции за загрязнение почвы, воздуха и воды, запрет рекламы топлива и другие меры по защите экологии и климата.
- Эксперты отмечают, что закон дополнит экологическую политику Макрона, вытесняющую ископаемое топливо из использования и поддерживающую электромобили. По их мнению, она найдет поддержку у избирателей, обеспокоенных изменением климата.
Что говорят
К новым правилам французы относятся настороженно.
- Если гражданская комиссия и Партия зеленых считают их недостаточными для сокращения выбросов в стране, то бизнес не желает оказаться в невыгодном положении в сравнении с европейскими конкурентами и опасается новых бюрократических препятствий для развития.
- Также некоторые эксперты указывают на то, что запрет на короткие перелеты окажет минимальное воздействие на выбросы CO2.
- Согласно статистике, на авиаперелеты приходится только 2,5% от всех мировых выбросов углекислого газа, что почти в 10 раз меньше, чем производят остальные транспортные средства. Основной источник СО2 — это теплоэлектростанции, работающие на углеводородном сырье.
- Однако эксперты поясняют, что авиаперевозки — это динамично развивающийся бизнес, и через 10 лет пассажиров самолетов может стать в несколько раз больше, что значительно усилит давление на окружающую среду. В связи с этим экологи и активисты выступают за сокращение перелетов.
- Кроме того, исследование шведских ученых показало, что если человек откажется от одного перелета через Атлантику, то он уменьшит свой углеродный след гораздо сильнее, чем если бы он полностью перешел на возобновляемые источники энергии или не ел мясо.
Тенденция
Другие страны Европы стараются снизить количество выбросов аналогичными способами и пытаются стимулировать жителей предпочитать наземные поездки воздушным.
- Например, правительство Австрии ограничило внутренние перелеты авиакомпании Austrian Airlines по маршрутам, которые можно преодолеть на поезде менее чем за 3 часа. Как и в случае с Air France, мера принята в обмен на пакет финансовой помощи от государства. Кроме того, австрийское правительство ввело налог в размере €30 на авиабилеты на рейсы протяженностью менее 217 миль (около 350 км).
- В Швеции для авиакомпаний ввели эконалог — со всех рейсов из этой страны взимается от €6 до €39. Мера также призвана минимизировать углеродный след.
- Германия, в свою очередь, ввела специальный проездной на общественный транспорт, по которому можно неограниченно пользоваться внутренними поездами всего за €9 в месяц.
- Испания же инвестировала более €700 млн в схему бесплатных билетов на поезда. Страна активно развивает скоростные железнодорожные маршруты.
Фото обложки: Bodo Marks / dpa / picture-alliance / TASS