Мир в огнеДеталиЭкология

Пчелиное шоссе, саламандровые тоннели и мост для крабов: как выглядят «пешеходные переходы» для животных

В районе Большого Лондона власти почти на месяц закрыли участок дороги длиной в 400 метров ради размножающихся земноводных.

Что произошло

В английском городе Ричмонд почти на месяц перекрыли дорогу, чтобы жабы смогли безопасно добраться до местных прудов, где они размножаются.

Контекст

Автодороги — места повышенной опасности для животных. Чаще всех под колеса машин попадают млекопитающие и амфибии.

Тенденция

По всей Европе для животных строят так называемые экодуки. В США для саламандр под дорогами проложили крошечные тоннели, а в Австралии сделали мост для крабов.

В России

В Приморье экотоннель прорыли для дальневосточных леопардов. Российские компании прокладывают газопроводы на шельфе с учетом зимовок рыбы.

Что произошло

В английском городе Ричмонд, Большой Лондон, почти на месяц перекрыли участок дороги в 400 метров из-за жаб-мигрантов. Так земноводные смогут безопасно добраться до прудов, в которых они размножаются.

Фото: Andy Scott
  • Улицу начали перекрывать еще в 2010 году по решению местных властей. Обеспокоенные жители стали замечать большое количество раздавленных на дороге жаб во время ежегодной миграции земноводных.
  • Теперь участок ежегодно охраняет «жабий патруль», состоящий из волонтеров.
  • Местные положительно оценивают действия властей по защите животных, отмечая, что это «очень по-британски».
  • В благотворительной организации Froglife заявляют, что Черч-роуд — пока одна из немногих улиц, которые перекрывают во время миграции жаб.

Контекст

Наезды на дорогах существенно влияют на численность многих наземных позвоночных животных, отмечают российские экологи. В основном под колеса автомобилей попадают млекопитающие и амфибии.

  • Например, в Швейцарии дорогу, по которой проезжает около 2 тыс. автомобилей в сутки, благополучно переходят лишь 20% диких косулей.
  • Животные чаще всего выходят на дороги, перемещаясь к местам зимовки или размножения. Рептилий к тому же привлекает разогретый солнцем асфальт, а птицы и звери собирают там падаль.
  • Около 194 млн птиц и 29 млн млекопитающих ежегодно погибают на дорогах в европейских странах. В Великобритании жертвами наезда становятся порядка 70 млн особей.
  • В России, по данным Минприроды РФ, в 2018 году в результате ДТП погибли 1380 лосей, 183 кабана, 7 благородных оленей, 10 пятнистых оленей, 233 косули.
  • В 2021 году в некоторых регионах РФ, например в Кировской области, число ДТП с животными выросло в 2 раза по сравнению с 2020-м.

Животные постоянно перемещаются в поисках жилища, пищи и взаимодействия с другими особями. Однако человек вынуждает их менять маршруты и уходить все дальше, в том числе пересекать неизвестные ранее дороги. Исследование перемещений 167 видов за последние 39 лет показало, что животные мигрируют на 70% дальше, чем обычно, пишет портал «Экосфера».

Тенденция

Для того чтобы обеспечить безопасное перемещение животных там, где высока интенсивность движения, строятся экодуки.

  • Первый подобный переход для животных появился в 1950 году во Франции, а затем они распространились по всей Европе.
  • В Швейцарии и Германии действуют наземные и подземные переходы. Только в Нидерландах насчитывается свыше 600 эстакад для диких животных, при этом один из зеленых мостов — 800 метров в длину.
Фото: Thomas Frey / dpa / Globallookpress, Германия
Фото: Obiektyw1855 / reddit, Нидерланды
  • В Осло организовали через весь город «пчелиное шоссе», чтобы обеспечить насекомым пригодные для жизни условия. Жители столицы Норвегии высаживают цветы на балконах и на крышах домов и даже устанавливают собственные ульи.
Фото: ByBi
  • В Канаде в одном только национальном парке Банф установлено 44 перехода, по которым могут пройти олени, койоты, волки, пумы и медведи.
Фото: WikiPedant / Wikimedia
  • На острове Рождества в Австралии в сезон дождей (между октябрем и декабрем) около 50 млн красных крабов направляются к океану, чтобы отложить икру. В это время местные власти перекрывают дороги. Кроме того, для крабов построили 5-метровый переход.
Фото: Parks Australia
  • В американском штате Массачусетс весной, когда температура поднимается выше 5 градусов, саламандры начинают перемещаться к воде для размножения. Зоозащитники встроили в дороги крошечные подземные тоннели с отверстиями: в них попадает влага, необходимая для саламандр.
Фото: Hitchcock Center for the Environment
  • В горах Санта-Моники к 2023 году завершится строительство самого большого экодука в мире площадью в 4 тыс. кв. метров. С его помощью животные смогут безопасно пересекать восьмиполосную дорогу на западе Лос-Анджелеса.
  • В пригороде Окленда, Новая Зеландия, каждый год пингвины мигрируют к морю, где они ловят рыбу и устраивают гнезда. Их путь пролегает через оживленную дорогу. В целях безопасности для птиц построили небольшой тоннель.
https://www.youtube.com/watch?v=eC5g41U59ak

В России

В России для животных тоже строят экодуки.

  • Первый экодук в стране появился в 2016 году в Калужской области на 170-м километре федеральной трассы М-3 «Украина». Участок дороги пролегает через густой лес, в котором обитают в том числе крупные животные.
Фото: РГО
  • В Подмосковье специальные сооружения начали появляться на ЦКАДе. В районе Солнечногорска в 2019-м построили экодук длиной почти 100 метров. Второй по длине (53 метра) находится в Дмитровском районе Московской области.
  • В 2016 году в Приморье открылся 575-метровый экотоннель, который заменил участок автодороги А-189. До этого машины ездили по перевалу, что было неудобно не только для водителей, но и для дальневосточных леопардов, которые вынуждены были переходить дорогу. Таким образом, с помощью Нарвинского тоннеля удалось сохранить исторический маршрут миграции краснокнижных кошек.
Фото: «Земля леопарда» им. Н. Н. Воронцова
  • В конце 2021 года «Газпром нефть» запустила газопровод через залив Обская губа в Карском море (ЯНАО) — это часть проекта «Газ Ямала». В компании рассказали, что подводную часть спроектировали в обход традиционных зимовок рыб. Кроме того, труба пролегает на 5 метров ниже уровня дна, благодаря чему уменьшается уровень шума и вибрации.

Фото: freepik.com

Копировать ссылкуСкопировано