Мир в огнеДетали

Параллельная реальность: как теневой флот стал глобальной индустрией

Западные санкции создали своего самого неуловимого врага — теневой флот. Сеть старых танкеров, офшорных фирм за годы стала глобальной и позволяет России, Ирану и Венесуэле продавать свою нефть на мировые рынки.

Что такое теневой флот

Термин «теневой флот» (shadow fleet) впервые появился в начале 2010-х годов. Он использовался для описания групп судов, обслуживающих поставки нефти из Ирана или в КНДР. Глобальный статус феномен получил только в 2022–2023 годах, когда им стала пользоваться для обхода санкционного режима Россия.

Именно в этот период термин был юридически закреплен в резолюции Международной морской организации (IMO) A.1192(33). Документ впервые на уровне ООН определил ключевые признаки таких судов.

Танкеры в море
Фото: Zuma / TASS

Темный, или теневой флот (Dark or shadow Fleet) — преимущественно старые танкеры, которые используют обманные схемы (смену названий, поддельную регистрацию и т.д.) для нелегальной логистики грузов.

Ученые также выделяют отдельное понятие серый флот (Grey Fleet). К этой категории относятся суда, которые формально соблюдают законы, но скрывают истинное происхождение запрещенного груза.

История теневого флота

Схему для обхода санкций впервые придумали и реализовали в столкнувшихся с американскими санкциями Иране и Венесуэле. Тегеран начал скупать старые танкеры, отключать транспондеры и проводил перевалку нефти в открытом море для дальнейшей транспортировки в Китай. К 2021 году этот флот насчитывал до 300 судов.

После введения эмбарго ЕС и введение G7 потолка цен на российскую нефть ($60 за баррель) к схеме присоединилась и Россия.

К концу 2025 года разрозненные флотилии объединились. Танкеры стали взаимозаменяемыми: судно, доставившее иранский конденсат в Китай, следующим рейсом может забрать российскую нефть Urals.

В качестве доказательства можно привести захват США танкера Skipper в декабре 2025 года. Судно перевозило венесуэльскую нефть, но, по данным Вашингтона, связано с Ираном.

Как устроен теневой флот

Основу флота составляют танкеры, которые в нормальных рыночных условиях подлежали бы утилизации. По данным экспертов, средний возраст теневого судна в августе 2025 года достиг около 20 лет. Для сравнения: средний возраст легального коммерческого флота не превышает 15 лет.

Танкер Фресия
Танкер Freesia I
Фото: vesseltracker.com

В 2025 году фиксируется рост числа судов, использующих идентификационные номера уже утилизированных кораблей. В прессе их называют «кораблями-зомби». Недавно у берегов Венесуэлы заметили танкер Freesia I, который по документам был разобран на металлолом еще в 2021 году. Танкер Panda использовал номер утилизированного в 2021 году судна Oceania.

Для перевозки нефти и нефтепродуктов все чаще используются суда, изначально не предназначенные для этих целей. Их модернизируют, а маскировку используют для обхода проверки в портах.

Кто владеет теневым флотом

Юридическая архитектура теневого флота построена так, чтобы сделать поиск конечного бенефициара невозможным. В 2025 году набрала популярность модель «одно судно — одна компания». Их регистрируют Гонконге, на Маршалловых Островах или Сейшелах, где по законодательству не раскрывается бенефициар бизнеса.

Так, в августе 2022 года неизвестный китайский покупатель приобрел 13 танкеров через сеть из десятков гонконгских фирм. Управление флотом передается фирмам в нейтральных юрисдикциях. Каждая цепочка этой схемы при попадании под санкции закрывается без сильного ущерба для всего флота.

Как перевозят нефть с помощью теневого флота

Транспортировка нефти организована так, чтобы скрыть страну происхождения груза и конечного получателя, а также не попасть на территорию стран НАТО. Сначала товар загружается на небольшие танкеры, способные заходить в неглубокие порты. Затем уже в международных водах нефть переваливают на гигантские танкеры.

Танкеры заходят в терминалы стран, которые не присоединились к санкциям (например, в Турцию или государства Северной Африки). Там на груз оформляют новые документы. Подсанкционная нефть маркируется как «смесь» или сырье из третьих стран.

Как корабли обходят санкции

За последние 3 года активного санкционного давления на «темный флот» методы обхода ограничений достигли принципиально нового уровня. На первоначальном этапе танкеры просто отключали транспондеры. Однако контролирующие органы научились распознавать корабли, которые постоянно пропадают и появляются на карте.

Поэтому в 2025 году популярность набрало оборудование для генерации ложных GPS-сигналов. По данным компании Windward, точность имитации достигла уровня, когда отличить «фантомный» трек от реального без спутниковых снимков практически невозможно.

Суда меняют страну регистрации каждые 3–4 месяца, что делает санкционные списки устаревшими уже в момент их публикации. 

В 2025 году произошла массовая миграция теневого флота из Панамы и Либерии в реестры стран с наиболее слабым надзором за деятельностью морских грузоперевозок вроде Габона и Гвинеи-Бисау.

Порт Бисау
Порт Бисау
Фото: Wikipedia

Отключение российских и иранских банков от SWIFT вынудило экспортеров создать параллельную платежную инфраструктуру. Основной объем расчетов переведен в национальные валюты. Однако для большего удобства используются и другие методы.

По оценкам Минфина США, большое количество сделок с подсанкционной нефтью обслуживаются через стейблкоины (преимущественно USDT). В ответ в 19-й пакет санкций ЕС в октябре 2025 года был введен запрет на криптотранзакции в энергетическом секторе.

Часто фигурируют бартерные сделки. Партии нефти обмениваются на китайскую бытовую технику, автомобили и промышленное оборудование.

Каких объемов достиг теневой флот

К концу 2025 года теневой флот достиг исторических максимумов по численности и грузообороту. По данным S&P Global, сейчас в подобные схемы вовлечен каждый пятый (17%) нефтяной танкер в мире.

  • Россия cохраняет экспорт на уровне 185 млн баррелей в сутки.
  • Иран экспортирует 1,5–1,7 млн баррелей в сутки. 100% этого объема перевозится теневым флотом, так как легальный экспорт полностью заблокирован.
  • Венесуэла: объем экспорта составляет 844 тыс. баррелей в сутки, что обеспечивает до 60% бюджета страны.

Логистические потоки сместились с европейского направления на азиатское, что за последние годы позволило минимизировать ущерб от западных санкций. Основными покупателями санкционной нефти являются Китай и Индия.

Как будет развиваться теневой флот в ближайшие годы

Эксперты прогнозируют, что методы борьбы с «серой» логистикой и обхода ограничений будут постоянно развиваться и становиться все более изощренными.

Наблюдается оказание силового давления на теневой флот. Захват спецназом США танкера Skipper и последующая конфискация судна с венесуэльской нефтью стоимостью $85 млн на данный момент является наиболее эффективным методом борьбы с санкционной логистикой. Дания и Швеция также ужесточили режим прохода через балтийские проливы, требуя от подозрительных танкеров обязательной лоцманской проводки и верифицированной страховки.

Несмотря на давление, теневой флот демонстрирует высокую адаптивность, потому что все звенья в цепи транспортировки выигрывают от наращивания его объемов. Странам-экспортерам критически нужен выход на рынки сбыта, перевозчики получают сверхвысокую прибыль. Наконец использование «серой» логистики позволяет Индии и Китаю закупать нефть со скидкой более $5 за баррель относительно эталона Brent.

Израильская аналитическая компания Windward и влиятельное издание о морской торговле Lloyd’s List прогнозируют, что в ближайшие пару лет теневой флот окончательно оформится как параллельная глобальная индустрия. Ожидается создание суверенных страховых клубов и перестраховочных обществ стран Глобального Юга, чьи полисы будут признаваться портами Китая, Индии и Турции.

Методы обхода станут еще сложнее. Прогнозируется внедрение мультисенсорного спуфинга (одновременная подмена вообще всех сигналов корабля) и использование искусственного интеллекта для создания «цифровых двойников» судов, которые будут генерировать ложный трафик для запутывания систем мониторинга.

Фото обложки: Natalya Letunova / Unsplash

Копировать ссылкуСкопировано