Чем Иран и Китай обмениваются по бартеру
В последние годы в отношениях Китая и Ирана возродилась практика бартерной торговли: автопроизводители КНР обменивают автомобили на иранское сырье необходимое китайским металлургам. Сделки организованы вокруг группы компаний из китайской провинции Аньхой: прежде всего Chery Automobile и Tongling Nonferrous Metals (медно-цинковая группа).
Chery Automobile
Chery Automobile — китайский автоконцерн, основанный в 1997 году в провинции Аньхой. Помимо обычных автомобилей производит гибридные автомобили и электромобили. Компания является крупнейшим экспортером автомобилей в КНР и входит в число ведущих автопроизводителей мира, занимая 11-е место по объему продаж. В 2024 году Россия была одним из ключевых рынков для Chery, обеспечивая около четверти выручки компании, однако, по информации японского издания Nikkei, производитель планирует покинуть рынок к 2027 году. На международной арене Chery Group занимает 233-е место в рейтинге Fortune Global 500, показав самый быстрый рост среди всех автопроизводителей в списке. В 2025 году компания достигла нового рекорда, став первым китайским автопроизводителем, который экспортировал свыше пяти миллионов автомобилей.

Официально Chery не торгует напрямую с Ираном — запчасти продаются другому предприятию в Аньхое, которое собирает полуготовые автомобили (в формате semi-knocked down — «полуразобранный») и отправляет их в Иран. Там машины собираются полностью и поступают на рынок под маркой иранской фирмы MVM (Modiran Vehicle Manufacturing).
В обмен на автомобили Китай получает иранские металлы — главным образом необработанные медные и цинковые руды. Торговля ведется при участии китайского металлургического и горнодобывающего производства Tongling, которое распределяет сырье между местными компаниями. Иногда в сделках фигурируют и другие товары — например, сельхозпродукция.
По оценке Bloomberg, объем обмена составляет сотни миллионов долларов, что незначительно по сравнению с общим экспортом Китая в Иран (около $9 млрд в 2024 году). Тем не менее, схема ознаменовывает начало нового витка в международной торговле.
Почему страны обратились к бартеру
Возрождение бартерного обмена объясняется многолетним давлением санкций на Иран и постепенными изменениями способов расчетов в международной торговле. Когда западные санкции усилили ограничения на долларовые операции и доступ к SWIFT, мировый рынок начал перестраиваться.
До 2022 года Иран из-за своей ядерной программы стал мировым лидером по числу наложенных на страну санкций. В 2018 году SWIFT отключил Центробанк и другие финансовые учреждения Ирана от своей системы, что ограничило доступ страны к международным расчетным каналам и банками, использующими доллары и евро.
В 2025 году ситуация лишь обострилась, когда международные инспекторы зафиксировали, что Иран обогатил уран до 60 % при допустимом уровне 3,5 % и накопил более 400 кг высокообогащенного урана. В ответ Великобритания, Франция и Германия в августе 2025 года инициировали механизм автоматического восстановления ранее снятых санкций через Совет Безопасности ООН. В сентябре 2025 года Совбез официально вернул все ограничения, включая эмбарго на поставку оружия, запрет на обогащение урана и разработку баллистических ракет.

Для Тегерана бартерные схемы стали одной из немногих возможностей поддерживать промышленность в условиях санкций и ограниченного доступа к международной валюте. Поставки автокомплектов и сборочных линий по бартеру позволяют сохранять внутренний спрос и выпуск автомобилей.
Китайская промышленность в свою очередь по-прежнему испытывает потребность в меди и цинке, которые используются для электропрома и сплавов. Прямой обмен дает гарантированные поставки без зависимости от каналов, подверженных санкционному давлению.
Важно отметить, что китайское законодательство напрямую не запрещает торговать с Ираном, а санкции США и ЕС распространяются только на физических и юридических этих стран или на расчеты в долларах и евро. Поэтому многие китайские компании спокойно торгуют с Ираном в юанях или риалах. Но Chery и некоторые другие организации находятся в особой ситуации и стремятся минимизировать риски на международной арене.
В 2025 году Chery провела первичное публичное размещение акций (IPO) на Гонконгской фондовой бирже. В документах для инвесторов компания подчеркнула, что к концу 2024 года полностью прекратила деятельность в Иране, а бизнес в России планируется «свести к незначительным масштабам» к 2027 году. Тем не менее, JPMorgan Chase, который первоначально планировался как участник размещения, отказался от мандата, сославшись на неполное раскрытие информации о деятельности Chery в Иране и России.
Какие еще страны используют бартер
Под конец Холодной войны и в начале 1990-х бартер был относительно распространен в международной торговле. Санкции, валютные ограничения, кризис и нестабильность финансовых систем вынуждали страны искать альтернативные способы расчетов. Так, в 1990 году PepsiCo заключила сделку с СССР, поставив 17 000 ящиков безалкогольного напитка в обмен на 17 000 ящиков водки «Столичная».
Однако практика стремительно утрачивала популярность с начала 21-го века. Bloomberg отмечает, что возвращение ряда стран к бартерным схемам - прямая реакция на регулярное введение западных санкций.
В 2023 году Шри-Ланка ввела схему обмена чая на иранскую нефть. После 2022 года бартер активно начали использовать и российские компании. Например, в октябре 2024 года было заключено соглашение между производителями из России и Пакистана: компания Astarta-Agrotrading организовала поставки нута и чечевицы в обмен на пакистанские мандарины и рис.
По оценке экспертов, в последующие годы объемы бартерной торговли в России будут продолжать расти. Эта тенденция отражает постепенное ослабление долларового доминирования в мировой экономике и влияние санкций. Хотя доллар по-прежнему остается основной расчетной валютой, все чаще государства прибегают к расчетам в национальных валютах или обмену товарами напрямую.
Фото обложки: Наталия Федосенко / ТАСС