КиноДеталиЗрелища и хлеб

Отток зрителей и рост цен: как изменился российский кинорынок в 2025 году

В 2025 году российские кинотеатры продолжают восстанавливаться после ухода голливудских компаний из России. Аудитория остается ниже допандемийных показателей, хотя кассовые сборы растут за счет подорожания билетов. Власти и участники индустрии внедряют разные инициативы, однако ограниченное число громких премьер препятствует возвращению зрителей в залы. Рассказываем, почему россияне реже ходят в кино и какие меры принимают в России и за рубежом, чтобы вернуть зрителей в залы.

Как изменилась посещаемость кинотеатров в 2025 году

Российские кинотеатры массово столкнулись с оттоком посетителей. Как сообщили РБК со ссылкой на данные Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино, за 11 месяцев 2025 года аудитория сократилась с 116,4 млн зрителей в 2024-м до 108,4 млн. При этом снижение фиксируется уже третий год подряд. После ухода голливудских мейджоров в 2022-м продажи билетов рухнули — до 76 млн. 

В 2023 году отрасль частично восстановилась: суммарно было реализовано 117,6 млн билетов. Однако этот показатель по-прежнему далек от доковидных цифр. В 2019 году кинотеатры достигли исторического максимума — 199,9 млн зрителей. В среднем до пандемии рынок оставался заметно крупнее, например за 11 месяцев 2015 года было продано 157,6 млн билетов.

Как изменилась посещаемость кинотеатров в 2025 году
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Несмотря на отток зрителей, кассовые сборы продолжают расти. По предварительным итогам 2025-го они превысили 46 млрд рублей — это на 10% больше, чем в 2024-м, и на 27,8% больше, чем в 2023-м. Главная причина — подорожание билетов: средняя цена за фильм выросла сразу на 18% и уже превышает 425 рублей. В 2019-м средний билет стоил примерно 252 рубля.

Почему россияне перестают ходить в кинотеатры 

Главная причина снижения интереса к кинотеатрам — недостаток крупных премьер и привлекательных релизов. Это во многом связано с усложнившимся с 2022 года процессом поставки голливудского контента в Россию. Как сообщил РБК владелец сети «Люмен», 2025 год оказался «сухим»: за все лето не вышло ни одного значимого фильма.

При этом президент сети «Каро» Ольга Зинякова отметила, что конец года демонстрирует более стабильные показатели по посещаемости и кассе. Осенью в прокате появилось сразу несколько зарубежных новинок — рекордно собравшая «Иллюзия обмана 3», «Дракула» Люка Бессона — а также российские премьеры, включая военную драму «Август».

Однако нестабильный календарь релизов остается системной проблемой. По словам главы объединенной сети «Синема Парк» и «Формула кино» Алексея Васясина, громкие фильмы выходят «рывками»: плотный поток премьер в одно время сменяется провалом в другое. В таких условиях зрителей трудно «оторвать от дивана» и заставить идти в кино.

Также в качестве фактора называют рост цен на билеты. При подорожании кинопосещения часть зрителей, особенно тех, кто привык ходить «в бюджет», попросту отказываются от походов в кино. При этом участники рынка считают повышение цен объективным: за 12 лет с 2011 по 2023 год средняя цена билета выросла всего на 60%, тогда как инфляция на сопоставимые услуги за тот же период приблизилась к 250%.

Еще одной причиной называют ослабление продвижения релизов. Раньше крупные премьеры сопровождались масштабными маркетинговыми кампаниями, которые обеспечивали высокий старт в прокате. Сейчас реклама со стороны кинотеатров стала заметно скромнее, а «сарафанного радио» недостаточно, чтобы вернуть массовую аудиторию.

Как власти пытаются вернуть россиян в кинотеатры

В Министерстве культуры сообщили, что одним из ключевых способов повысить посещаемость кинотеатров станет восполнение контента в сезон летних отпусков. Для этого введен механизм безвозвратного финансирования продолжений популярных фильмов при условии, что релизы выходят в прокат именно в июне, июле и августе.

Исполнительный директор Фонда кино Федор Соснов отметил, что к сентябрю 2025 года доля российских релизов в прокате достигла 80%. Ведомство ожидает дальнейший рост рынка и увеличение числа зрительских проектов, созданных при государственной поддержке. По прогнозам Минкультуры, в 2026 году аудитория отечественных фильмов может вырасти еще на 10 млн человек.

Как власти пытаются вернуть россиян в кинотеатры
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

В попытке удержать зрителей власти делают ставку на производство и продвижение локального кино, а не на поддержку зарубежного контента. Так, с 1 по 15 мая прошла вторая акция «Месяц без пираток», в рамках которой кинотеатры временно отказались от предсеансовых показов нелицензионных лент в пользу российских премьер. Однако инициатива оказалась малоэффективной — в первую очередь из-за провала в прокате главной премьеры «Сто лет тому вперед».

Проблема падения интереса к кинотеатрам наблюдается не впервые. Аналогичная ситуация возникла после пандемии в 2020 году. Тогда индустрия — от сетей и дистрибуторов до продюсеров и телеканалов — запустила кампанию «Идем в кино». В рамках акции для возвращения зрителей снимали ролики со звездами, организовывали флешмобы и создали сайт с едиными правилами безопасности — «идемвкино.рф».

Как проблему посещаемости кинозалов решают за рубежом

Пандемия коронавируса в 2020 году ударила по кинопрокату как в России, так и за рубежом. По данным Международного союза кинотеатров (UNIC), в 2020–2021 годах кинотеатры в странах ЕС и Великобритании потеряли не меньше $20 млрд.

В США крупнейшая сеть AMC Theatres попыталась вернуть публику с помощью рекламной кампании с Николь Кидман. Осенью 2021 года актриса появилась в ролике, где напомнила, что поход в кино — это не просто просмотр фильма, а особая магия: огромный экран, звук, атмосфера и общее переживание истории.

Николь Кидман
Фото: AMC Theatres / YouTube

Несмотря на то что проблема коронавируса осталась позади, сегодня главными конкурентами кинотеатров считаются стриминговые платформы, изменившие потребительские привычки. На этом фоне многие площадки делают ставку на расширенный формат, чтобы превратить просмотр в полноценное событие, например улучшенные кинозалы или дополнительные опции. Так, в Нидерландах появился кинотеатр, адаптированный для людей с СДВГ, где во время сеанса можно свободно разговаривать, перекусывать и даже заниматься хобби. В США для поклонников мюзикла «Злая. Сказка о ведьме Запада» организовали показы с караоке.

Некоторые картины используют необычные способы привлечения зрителей уже на этапе промокампании. В 2006 году жители США получали звонки с голосом Сэмюэля Л. Джексона, который, угрожая, приглашал на фильм «Змеиный полет». А в 2025 году создатели новой части «Иллюзии обмана» разместили на Таймс-сквер цифровые баннеры с обратным отсчетом и номером телефона. Любой, кто успевал написать сообщение до окончания таймера, получал на счет $119,16 и промокоды на специальные предпоказы.

Фото обложки: Руслан Шамуков / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано