МоскваДетали

От трактира до салона: гид по выставке «Москва и москвичи в эпоху Николая I» в «Царицыне»

В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» открылась масштабная выставка «Москва и москвичи в эпоху Николая I». Она охватывает три десятилетия — с 1825-го по 1855-й год, когда Москва, оправившись от пожара 1812 года, стремительно меняла облик, балансируя между парадным образом европейского города и привычным для населения того времени неспешным укладом жизни. Рассказываем, что самое интересное можно увидеть и узнать в девяти залах проекта.

Москва послепожарная: видение Огюста Кадоля

Выставка начинается с зала, посвященного облику Москвы накануне воцарения Николая I. Хотя город уже оправился от пожара 1812 года, за красивыми фасадами часто скрывались не восстановленные до конца дома. Главными экспонатами здесь стали литографии французского художника Огюста Кадоля, попавшего в плен во время войны с Наполеоном и оставшегося в России на несколько лет. Его работы — один из самых достоверных источников, показывающих возрождающийся город с дворянскими особняками в стиле ампир.

Фото предоставлено организаторами

Например, на литографии «Пруды на Пресне» изображено излюбленное место гуляний москвичей, которое посещал даже Пушкин. Сейчас эти пруды находятся на территории Московского зоопарка. В ту эпоху Москва хорошела: расширялись улицы, появлялись новые площади, фонтаны, улучшалась инфраструктура.

Коронация Николая I: рождение новой эпохи

Следующий зал погружает в атмосферу коронации императора, состоявшейся в Успенском соборе 22 августа 1826 года. Центральное место занимают парадные портреты работы Джорджа Доу: 30-летний Николай I в расцвете сил, его супруга Александра Федоровна с детьми, а также его братья — Константин (чье отречение от престола стало поводом для восстания декабристов) и Михаил.

Особый интерес представляют листы из коронационного альбома, изданного в 1828 году. Этот «исторический комикс», созданный лучшими французскими художниками, детально показывает таймлайн дня коронации: от въезда в столицу до народного праздника на Девичьем поле. Среди раритетов — изящный кофейный сервиз, подаренный императрице князем Юсуповым в день торжеств.

Градостроительный рывок и лица власти

Эпоха Николая I стала для Москвы временем масштабного строительства. Возводились Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя, закладывалось Садовое кольцо. Вершиной технологического прогресса стало открытие в 1851 году Николаевской железной дороги, связавшей две столицы. На выставке один из проходов стилизован под вагон поезда с видами из окна.

Отдельный раздел посвящен московским генерал-губернаторам, управлявшим городом. Дмитрий Голицын, правивший почти 25 лет, сыграл немалую роль для строительства Большого и Малого театров. В годы его губернаторства началась также облицовка набережных гранитом. Генерал-губернатор Алексей Щербатов озаботился, будучи на посту, установкой очистных сооружений на загрязнявшейся Яузе и добился указа, запрещавшего ночной труд малолетних на фабриках.

Повседневная жизнь Москвы: от трактира до дворянского особняка

Выставка подробно рассказывает о быте и увлечениях москвичей. В некоторых залах буквально попадаешь в прошлое: в дворянскую усадьбу, купеческий дом или даже… трактир. В николаевскую пору эти заведения были центром общения для всех сословий. Интерьер этого зала знакомит с подлинными предметами эпохи: самоварами, вербилковским фарфором, иконой в углу (обязательным атрибутом по тем временам). Гости могут поиграть в интерактивную игру на сенсорных экранах двух трактирных столиков, «общаясь» с представителями разных сословий, например с виртуальными купцом или студентом.

Фото предоставлено организаторами

Зал, стилизованный под бальную залу, демонстрирует частную жизнь дворянства. Здесь можно увидеть каминные экраны для защиты от жара, мужские аксессуары (трости, портмоне) и детские игры — пазл на тему Крымской войны и географическую игру. Картина Тимофея Мягкова изображает скромное семейное чаепитие — ритуал, который москвичи очень любили.

И, конечно, говоря о николаевской Москве, невозможно пройти мимо темы купечества. В ту эпоху купцы, часто выходцы из крестьян (как Морозовы и Рябушинские), богатели и становились меценатами. Например, миллионер Крашенинников создал фонд для выдачи приданого бедным невестам. В залах можно увидеть предметы интерьера и гардероба, а также целую галерею лиц. Работы глухонемого художника Карла Гампельна и портреты кисти Василия Тропинина (композитора Алябьева, драматурга Сухово-Кобылина) создают вереницу непридуманных, ярких и живых москвичей того времени.

Культура, споры и промышленность

Эпоха Николая I стала временем подлинного расцвета театральной жизни Москвы. После пожара восстановили Большой театр, балет стал пользоваться невероятной популярностью, появлялись даже женщины-хореографы. В Малом театре впервые целиком сыграли «Горе от ума» Грибоедова, а на офорте (гравюре на металле) можно увидеть, как Николай Гоголь читает «Ревизора» актерам и писателям, среди которых Иван Тургенев и Михаил Щепкин.

Промышленность тоже широко представлена в экспозиции. Раздел, посвященный Всероссийской мануфактурной выставке 1831 года, демонстрирует образцы фарфора, металла и тканей, подтверждающие статус Москвы как промышленного центра. Отдельные залы рассказывают также о спорах славянофилов и западников и участии москвичей в Крымской войне (1853–1856).

Эпоха Николая I, завершившаяся в 1855 году трауром по скончавшемуся от пневмонии императору, сформировала облик Москвы, узнаваемый и сегодня. Благоустройство, строительный бум, развитие транспорта — все это за три десятилетия преобразило город. Погружению в исторический контекст помогают звуковые эффекты: стук копыт, крики разносчиков и гул Москвы 1820-х годов в первом зале создают эффект присутствия.

Экспозиция будет доступна для посещения до 1 февраля 2026 года.

Фото обложки: Hussein Malla / AP / TASS

Копировать ссылкуСкопировано