Что запрещает закон о защите русского языка
Президент России Владимир Путин подписал закон о защите русского языка в публичном пространстве. Документ внесли в Госдуму еще в октябре 2023 года. За это время законопроект стал мягче: в частности, депутаты отказались от ограничений для СМИ — изначально предлагалось включить норму о трансляции информационных программ только на русском языке.
- Теперь вся информация, предназначенная для потребителей (и не являющаяся рекламой), — вывески, надписи, указатели, объявления — должна быть представлена на русском языке. Это, например, надписи «открыто», «закрыто», «распродажа» и другие информационные таблички.
- Допускается дублирование этой информации на государственных языках республик или других языках народов России, а также на иностранных языках. Но нужно соблюсти несколько условий. Во-первых, надписи должны быть идентичными по содержанию на обоих языках. Во-вторых, они должны быть равнозначно оформлены — в одинаковом шрифте, размере, цвете и т.д. В таком случае по закону можно написать, например, «открыто», «закрыто» и «распродажа», продублировав информацию английскими словами open, close и sale.
В законе есть как рациональное зерно, так и поводы для беспокойства. Попытка зафиксировать язык в любой нормативной рамке может привести к тому, что его развитие затормозится. Естественный для языка процесс развития во многом зависит от заимствований, от перемешивания языков. При этом любые ограничения для меня как для шрифтового дизайнера — это вызов. Обходные пути стимулируют создание новых выразительных средств. Так или иначе в ограничениях всегда рождается что-то новое.
Тихон Резцов
основатель Лаборатории Типографики «Шрифтовик»
Тем не менее есть ряд серьезных изменений, которые, по словам авторов законопроекта, позволят защитить русский язык от чрезмерного использования заимствований.
Что изменилось для названия жилых комплексов
Внесены также поправки к федеральному закону о долевом строительстве. Теперь застройщики не могут давать жилым комплексам и микрорайонам названия на иностранных языках и использовать их в рекламе. Все наименования должны быть написаны только на кириллице. Исключение — объекты, которые уже введены в эксплуатацию.
Конечно, можно и нужно прожить без английских слов. Как по мне, это не повлияет ни на продажи, ни на темпы, ни на философию — ни на что. Иной раз застройщики так назовут жилые комплексы, что не выговоришь даже и не поймешь, что это такое. А люди по итогу всю жизнь мучаются и не понимают, в каком ЖК они живут. Красивых русских слов достаточно много — можно креативить, для этого и существуют отделы маркетинга, рекламщики, которые придумывают различные названия.
Александр Хрусталевглава агентства недвижимости «НДВ-Групп»
Для каких слов предусмотрены исключения
Нововведения не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания. Юристы объясняют, что закон в первую очередь направлен на то, чтобы сократить избыточное и неуместное использование англицизмов, — в тех случаях, когда существуют общеупотребляемые аналоги на русском. А товарные знаки регистрируются в Роспатенте и находятся под правовой охраной. Поэтому, например, бренды Nike или iPhone переводить в кириллицу не нужно. Гендиректор сети магазинов Finn Flare называет закон «щадящим» — в том числе потому, что компаниям удастся сохранить названия брендов на латинице.
Достаточно щадящий закон, я хочу сказать. Надпись бренда мы будем писать по-прежнему на латинице, потому что она зарегистрирована. Слава богу, что нам разрешили использовать те таблички, которые мы уже произвели из пластика, — sale. Новые названия, новые таблички мы не будем уже плодить на английском языке.
Ксения Рясова
генеральный директор Finn Flare
Депутаты дополняют, что изменения не коснутся иностранных названий, написанных на кириллице. В пример приводят бургер «Биг спешиал» в сети «Вкусно – и точка»: такие случаи не требуют корректировки. По-прежнему разрешены и названия популярных напитков — капучино, латте и флэт уайт.
Какие штрафы предусмотрены за нарушение закона
В принятом законе ничего не говорится об ответственности за нарушение языковых норм. Юристы предполагают, что бизнес могут штрафовать по существующим статьям КоАП РФ. Например, за надписи на иностранных языках — по статье 14.8 «Нарушение иных прав потребителей». В ней говорится об ответственности за нарушение права человека на получение необходимой информации о товаре, режиме работы заведения и т.д. Отсутствие вывесок на русском языке могут трактовать как отсутствие необходимой информации вовсе. Но административные штрафы по этой статье относительно лояльные: от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей для юридических лиц.
В комитете Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству закон о защите русского языка даже сочли «декларативным» — из-за отсутствия ответственности за нарушения. Члены комитеты выступили за введение конкретного наказания. Глава комитета Андрей Клишас предложил до конца весенней сессии (конец июля) подготовить предложения о введении ответственности: «Административной, уголовной — какой хотите. Мы будем ждать».
Когда закон о защите русского языка вступит в силу
Изменения вступят в силу 1 марта 2026 года.
Какие англицизмы не нуждаются в переводе на русский
Институт русского языка РАН имени Виноградова выпустил четыре актуальных словаря. Туда включили иностранные слова, которые на сегодняшний день уже являются частью современного русского языка, а значит, допустимы для использования без перевода. Изучить «краткий словарь» можно здесь. Он занимает более 2,2 тыс. страниц. В перечень вошли, например, «айс-ти» (охлажденный напиток, приготовленный на основе чая с различными добавками), «дилер», «лейбл» и «ланч».
Глава комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова назвала словарь «легитимным для использования» и отметила, что к концу года термины из него включат в Федеральный национальный словарный фонд, над которым сейчас работает Министерство образования и науки.
Как закон повлияет на бизнес
Представители бизнеса говорят, что рисков нет для тех, у кого уже зарегистрированы товарный знак, наименование, логотип. Если компания новая и еще не успела этого сделать, ей придется отказаться от латиницы или доказать в суде, что это «устоявшееся название», с которым она ассоциируется в массах, и все же зарегистрировать этот товарный знак.
Для новых предприятий и новых бизнесов это определенные риски и издержки из-за переделывания рекламы, переделывания вообще всего брендинга.
Алексей Петропольский
управляющий партнер инвестиционной компании Dialot, владелец сети кофеен Take and Wake
При этом эксперты считают, что «существенных трат» на смену вывесок не потребуется — опять же из-за того, что фирменные наименования менять не придется.
Возможно, пострадают любители писать sale вместо «распродажа», но такие POS-материалы (материалы, способствующие продвижению товара в местах продаж. — Прим. ред.) стоят недорого и быстро заменяются.
Андрей Байдужий
директор сервиса бронирования наружной рекламы All-billboards
А вот требования к застройщикам называют «существенной новацией», но напоминают: закон не распространяется на введенные в эксплуатацию объекты и вступит в силу в марте 2026-го, поэтому затраты на ребрендинг «также будут минимальны».
Фото обложки: Максим Чурусов / ТАСС