Культурный кодДетали

От Labubu к Monchhichi: как культовая японская кукла вернула популярность спустя 50 лет

Зумеры сделали тренд из очередной игрушки: на этот раз ренессанс переживает японская кукла Monchhichi. Милые плюшевые обезьянки с детским личиком возвращаются на прилавки и в соцсети, а продажи бренда Sekiguchi за год выросли более чем в 2 раза. Рассказываем, что из себя представляет Monchhichi, кто придумал эту игрушку и где ее можно купить.

Кто такая Monchhichi и насколько поднялись продажи игрушки

Популярность мягких игрушек среди поколения Z буквально перевернула эту индустрию в последние годы. Сначала внимание молодежи привлекли Labubu — милые монстрики, а сегодня тренд вернул к жизни культовую Monchhichi. Японская кукла-обезьянка с детским личиком, созданная еще в 1970-х, снова в моде среди взрослых коллекционеров мягких игрушек.

Monchhichi появилась в Японии в 1974 году, ее выпускала компания Sekiguchi, основанная Коичи Секигути. Название куклы объединяет французское mon («мой») и японское chichi — звук, имитирующий соску. Игрушка сочетала пушистое тело с пластиковой головой и конечностями, а маленькая соска делала ее «живой» и необычной на фоне других кукол того времени.

Что такое Monchhichi и насколько поднялись продажи игрушки
Фото: Yoshio Tsunoda / AFLO / Global Look Press

Сама Sekiguchi была основана еще в 1918 году и сначала специализировалась на переработке целлулоида — популярного тогда пластика для игрушек и декоративных изделий. Со временем компания начала комбинировать тканевые элементы, мягкий плюш и войлок с пластиком, создавая куклы с мягким телом и твердыми деталями — головой, руками и ногами. Опыт работы с такими материалами позволил в 1970-х выпустить Kutakuta Monkey, предшественника Monchhichi: пушистое тело плюс пластиковые конечности и лицо создавали эффект «живой» куклы с характером и индивидуальностью.

Сейчас Monchhichi переживает новый виток популярности. По данным компании, выручка за последний финансовый год (закончился в феврале 2025 года) выросла более чем в 2 раза, достигнув ¥4,6 млрд. При этом спрос за рубежом растет быстрее, чем в Японии. Сейчас около 40 % доходов бренда приносят именно продажи в других странах, ввиду чего Sekiguchi начало увеличивать производство в Китае, чтобы «сделать Monchhichi известной по всему миру».

Почему игрушка Monchhichi вновь стала хитом продаж 

Рост популярности Monchhichi объясняется феноменом Labubu craze — всплеском интереса к милым игрушкам-монстрам, который открыл дорогу и бренду Monchhichi. Важную роль в данном случае сыграли социальные сети. Так, австралийская блогер Сэм Тодд опубликовала в TikTok видео о поисках винтажных Monchhichi-брелоков в Токио. В ролике, который набрал 300 тыс. просмотров, она показала, как нашла настоящий «клад» в магазине в районе Харадзюку и купила несколько экземпляров, что привлекло дополнительное внимание к бренду. 

Sam Todd
Фото: Sam Todd / TikTok

Возрождение интереса к Monchhichi совпало с бурным ростом рынка дизайнерских игрушек, который также поддерживают бренды Sonny Angels, Smiskis, Jellycats и Labubu. Сегодня их покупают как для коллекционирования, так и для украшения сумок и интерьеров. При этом интерес к игрушкам проявляют не только дети, но и взрослые. Важным фактором успеха стал стратегический поворот компании Sekiguchi, ориентированный именно на коллекционеров, а не только на детскую аудиторию.

Взрослые рассматривают Мончичи как персонажа, отражающего идентичность, а не просто игрушку, и у них больше понимания и покупательной способности

Тошитака Есиногенеральный директор компании

Как плюшевые обезьянки менялись и распространились по миру

Monchhichi появилась в Японии и быстро завоевала популярность. Куклы продавались как в небольших магазинах, так и в крупных универмагах. Спустя пару лет Monchhichi начали экспортировать, особенно активно куклу покупали в Германии, где игрушка стала массовым хитом. Вскоре Sekiguchi адаптировала бренд под разные рынки — в Великобритании она получила имя Chic-a-Boo, во Франции стала известна как Kiki, в Италии — Mon Cicci, а в Дании ее называли Bølle

К концу 1970-х компания начала расширять линейку: помимо стандартных кукол, выпускались тематические серии, а также дополнительная одежда и аксессуары. Затем у обезьянки появились и собственные мультики: в 1980 году в Японии вышло аниме Futago no Monchhichi («Близнецы Monchhichi»), а в США в 1983 году начался показ мультсериала Monchhichis.

Как плюшевые обезьянки менялись и распространились по миру
Фото: Ashi Productions

Облик кукол также менялся. В 1980–1981 годах подвижный палец во рту заменили соской, которую можно было держать в руке. Изменилась форма кистей и ног, а также уменьшились уши. В 1985 году у Monchhichi появились коричневые глаза вместо голубых, а текстура меха стала более естественной.

К середине 1980-х игрушка продавалась по всему миру, но мода постепенно пошла на спад. В Японии интерес угас, так как на смену пришли новые герои, а в Европе и США игрушка оставалась известной, но уже не занимала лидирующие позиции по продажам. При этом Sekiguchi не прекратила производство: компания выпускала ограниченные коллекции и юбилейные серии, например в 2004 году к 30-летию появилась линейка Bebichhichi — младенческие версии кукол. А в 2013 году бренд был унифицирован, и во всех странах официально закрепили оригинальное имя Monchhichi.

Где можно купить Monchhichi

Официально игрушки Monchhichi продаются на сайте японской компании. Средняя стоимость одной куклы составляет €25–30 (около 2–3 тыс. рублей). Прямая доставка из Японии в Россию официально не предусмотрена, поэтому заказать куклу напрямую в страну невозможно.

В России ограниченный ассортимент Monchhichi представлен в крупных сетевых магазинах. Кроме того, куклы можно встретить на онлайн-платформах Wildberries и Ozon, однако в этих случаях трудно гарантировать подлинность товара: часть изделий может быть неофициальной или предназначенной для других рынков. Для тех, кто ищет более интересные или редкие модели, остаются варианты вторичного рынка, например Avito или «Юла». Здесь можно найти оригинальные куклы, привезенные путешественниками, а также винтажные экземпляры. Средняя цена на вторичном рынке составляет около 3 тыс. рублей, но коллекционные и редкие модели могут стоить значительно дороже — игрушка 1974 года обойдется в 19,5 тыс. рублей.

Фото обложки: Sekiguchi

Копировать ссылкуСкопировано