Доля российских производителей оружия в мире снизилась с 8,6% в 2018 до 3,9% в 2019 году. Тогда как в целом объем продаж крупнейшими в мире производителями оружия за прошлый год увеличился на 8,5% и составил 361 миллиард долларов. Таковы данные рейтинга Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI).
- В топ-25 крупнейших компаний-производителей вооружений вошли только две компании из России – это «Алмаз-Антей» и «Объединенная судостроительная корпорация». Однако их совокупная выручка в 2019 году снизилась на 634 миллиона рублей.
- Российская «Объединенная авиастроительная корпорация» в 2019 году потеряла 1,3 миллиарда долларов и выбыла из лидеров рейтинга.
По словам старшего научного сотрудника SIPRI Симона Веземана, вероятной причиной уменьшения доли российских производителей на рынке продаж вооружений стало «ограниченное международное присутствие». На него повлияли «санкции против российских компаний и установленные правительствами ограничения».
По словам научного сотрудника SIPRI Александры Куимовой, у «Объединенной судостроительной корпорации» основными проблемами стали внутренняя конкуренция и сокращение государственных расходов на модернизацию флота.
Детали доклада SIPRI
19 из 25 крупнейших оружейных компаний по версии SIPRI увеличили продажи оружия в 2019 году по сравнению с 2018 годом. Самый большой рост выручки от продажи оружия был зарегистрирован у американской Lockheed Martin - 5,1 миллиарда долларов, это 11% от всего объема продаж оружейных гигантов в мире.
Первые 5 мест в докладе SIPRI по объему продаж, помимо Lockheed Martin, заняли еще 4 американские компании - Boeing, Northrop Grumman, Raytheon и General Dynamics. Совокупный объем продаж этих компаний - 166 миллиардов долларов. Всего в рейтинге 25 крупнейших компаний в мире, 12 представляют США. На их долю приходится 61% от общего объема продаж оружия среди топ-25.
Вторая по величине доля продаж оружия у Китая – 16%. Объем продаж китайских компаний также увеличился в 2019 году. В топ-25 оказались 4 компании из КНР, занявшие 6, 8, 9 и 24 места. Их совокупная выручка с 2018 по 2019 годы выросла на 4,8%.
У 6 западноевропейских компаний, вошедших в топ-25, совокупная доля составила 18%, Россия с 2 компаниями занимает 3,9% от общего объема продаж оружия.
Новички рейтинга топ-25 в SIPRI
- Впервые в топ-25 рейтинга SIPRI оказалась ближневосточная компания EDGE (ОАЭ). Она была создана в 2019 году в результате объединения 25 небольших компаний и сразу попала в рейтинг, оказавшись на 22 месте с долей 1,3% от общего объема продаж топ-25.
- Еще один новичок рейтинга - L3Harris Technologies (США). Компания была создана в 2018 году путем слияния двух компаний из топ-25 2018 года - Harris Corporation и L3 Technologies.
- Французский производитель Dassault Aviation Group благодаря резкому росту экспортных поставок боевых самолетов Rafale увеличил собственный объем продаж на 105% за год, из-за чего компания сразу попала в топ-25.
О базе данных SIPRI
Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) – международный центр, занимающийся вопросами безопасности.
- База данных SIPRI по военной промышленности была создана в 1989 году. В то время она исключала данные по компаниям в странах Восточной Европы, в том числе и СССР. С 2002 года аналитики стали включать Россию в базу данных SIPRI, позже к рейтингу присоединился и Китай.
- SIPRI определяет продажи вооружений и услуг военного назначения как продажи военных товаров и услуг военным потребителям, включая продажи как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
- Помимо публикации об объеме продаж вооружений, в течение года SIPRI выпускает еще 2 отчета - данные о международных поставках вооружений, а также данные о мировых военных расходах.
Российский военный экспорт в 2020 году
Согласно базе данных Федеральной таможенной службы России, экспорт вооружений из страны в I квартале 2020 года сократился на 912 миллионов долларов и составил 1,6 миллиарда.
- В частности, секретный экспорт в Египет снизился в годовом измерении с 871 миллионов до 93 миллионов долларов;
- в Алжир — с 367 миллионов до 143 миллионов долларов;
- в Китай — с 207 миллионов до 25 миллионов долларов;
- в Саудовскую Аравию — с 230 миллионов до менее 0,1 миллиона долларов.
В то же время, экспортные поставки из России в некоторые страны заметно выросли:
- в Сербию - с 0,9 миллиона до 184 миллионов долларов;
- на Шри-Ланку - с 0,8 миллиона до 112 миллионов;
- в Объединенные Арабские Эмираты - с 4 миллиона до 274 миллионов долларов.