Что произошло
Генедиректор YouTube Сьюзан Воджицки объявила о том, что покидает свой пост. Главой видеохостинга станет Нил Мохан, ее правая рука.
Досье
В 2006 году Google приобрел YouTube по рекомендации Воджицки, в 2014-м она возглавила видеосервис. При ней количество активных пользователей YouTube выросло с 1,1 млрд до более чем 2,6 млрд.
Но при этом
YouTube неоднократно критиковали. В прошлом году Mozilla заявила, что система рекомендаций видеохостинга неэффективна, в этом году авторы контента раскритиковали новую политику модерации.
Тенденция
Женщины массово покидают сферу технологий, отметил Bloomberg. Шерил Сандберг оставила пост главного операционного директора Meta*, а топ-менеджер Meta* Марна Левин покинет компанию летом.
Что произошло
Генеральный директор YouTube 54-летняя Сьюзан Воджицки объявила о том, что покидает свой пост.
- В письме сотрудникам она рассказала, что решила начать в своей жизни «новую главу» и посвятить ее «семье, здоровью и личным проектам». Воджицки — мать пятерых детей и долгое время совмещала работу с материнством.

Фото: Gian Ehrenzeller / EPA / TASS
- Новым главой видеохостинга станет Нил Мохан, который с 2015 года был директором по продуктам сервиса и принимал участие в запусках YouTube TV, Music, Premium и Shorts.
- С Моханом Воджицки тесно сотрудничала на протяжении многих лет. Сначала они вместе работали над созданием медийного рекламного бизнеса Google, а с 2015 года Мохан был ее правой рукой во время руководства YouTube.

Фото: Alex Brandon / AP / TASS
- «Он прекрасно понимает наш продукт, наш бизнес, наши сообщества создателей и пользователей, а также наших сотрудников. Нил станет потрясающим лидером YouTube», — написала Воджицки.
- В ближайшее время она займется передачей дел и будет помогать Мохану с переходом на новую должность. После отставки Воджицки останется консультантом в Alphabet (материнская компания Google, которая владеет видеохостингом YouTube).
Досье
В СМИ называют Воджицки «одной из самых выдающихся женщин в сфере технологий». Она пришла в Google в числе первых сотрудников и проработала в компании почти 25 лет.
- История сотрудничества Воджицки с Google началась еще до ее официального трудоустройства в компании — в 1998 году она сдала свой гараж в аренду основателям компании Сергею Брину и Ларри Пейджу. Этот эпизод описывается во многих книгах, посвященных истории Google и бизнесу в целом. Сам Брин в 2007 году женился на сестре Сьюзан — Анне Воджицки, они состояли в браке до 2015-го.

Фото: Jessica Guynn
- Официально она начала работать в Google в 1999 году, когда Брин и Пейдж начали создавать поисковую систему. Она присоединилась к проекту несмотря на то, что была на четвертом месяце беременности, и вошла в историю компании как «сотрудник под номером 16».
- В 2006 году Воджицки предложила Google купить YouTube и в 2014 году возглавила видеосервис. Под ее руководством количество активных пользователей YouTube выросло с 1,1 млрд до более чем 2,6 млрд. 80 млн из них платят за услуги платформы (оплачивают премиум-сервис за $11,99 в месяц). В 2022 году YouTube заработал $29,2 млрд от продаж рекламы — это более 10% от общего дохода Alphabet.
- Воджицки стала «самым важным человеком в рекламе», а также одной из 100 самых влиятельных людей по версии Time в 2015 году, позднее журнал также назвал ее «самой влиятельной женщиной в интернете».
- На посту гендиректора Воджицки уделяла особое внимание развитию новых функций YouTube. При ней появились YouTube TV — сервис потокового телевидения, который предлагает прямые трансляции, и YouTube Premium (ранее — YouTube Red) — платный сервис по подписке для YouTube, предоставляющий возможность просматривать видео без рекламы. Она также курировала разработку различных форм монетизации для авторов контента YouTube (например, у них появилась возможность напрямую продавать товары на платформе и др.).
- Поскольку Сьюзан Воджицки сама совмещала работу с рождением и воспитанием детей, она заботилась о том, чтобы женщинам было комфортно работать в компании. «Когда мы в Google предложили нашим сотрудницам 18-недельный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, мы заметили, что число увольнений в компании среди женщин сократилось на 50%», — отметила Воджицки в 2016 году.
«Сьюзан занимает уникальное место в истории Google и внесла самый невероятный вклад в продукты, используемые людьми во всем мире, — говорится в заявлении Пейджа и Брина. — Мы так благодарны за все, что она сделала за последние 25 лет».
Но при этом
Ее пребывание в должности не обошлось без проблем, критики и споров.
- Многие авторы контента и зрители критиковали YouTube за изменения правил и решения по модерации. Авторы видео отмечали, что изменения в политике модерации видеохостинга мешают им зарабатывать. Например, во время пандемии видеосервис стал больше полагаться на алгоритмы, чем на живых модераторов, но они оказались чрезмерно строгими цензорами: в апреле-июне 2020-го почти 11 млн видео оказались заблокированы — это вдвое больше обычного, причем не всегда для блокировки были веские основания.
- Также критики говорили, что алгоритм YouTube, несмотря на столь строгую модерацию, поощряет разжигание ненависти и экстремизма и продвигает ролики с оружием, жестокостью и политические шоу.
- В компании Mozilla заявили, что работа алгоритмов YouTube неэффективна и пользователи видят тот контент, который им не нравится.
- В 2021 году возмущение многих пользователей вызвало решение YouTube об отключении счетчика дизлайков. Новость об этом появилась на канале YouTube Creators. В знак протеста против обновления недовольные начали массово ставить дизлайки ролику.
- В конце 2022 года YouTube стал ограничивать монетизацию в видео с матом и жестокими сценами из игр — причем не только в новых, но и в уже опубликованных ранее. Это вызвало возмущение у авторов. Например, один из них пожаловался, что его ролик получил отметку «18+» и лишился монетизации лишь потому, что в нем блогер один раз выругался — произнес слово «дерьмо».
«Мне кажется, что это вынужденный уход, вызванный низкой производительностью YouTube в последние кварталы», — заявил Пол Верна, аналитик Insider Intelligence. Доходы YouTube от рекламы падают второй квартал подряд из-за острой конкуренции с сервисами коротких видео, такими как TikTok и Reels в Instagram*, а также с потоковыми сервисами, например с Netflix.
Тенденция
Женщины массово покидают сферу технологий, отметил Bloomberg. По некоторым оценкам, которые приводит издание, пандемия повлияла на женщин сильнее, чем на мужчин, — около 2 млн женщин уволились или потеряли работу с февраля 2020-го по январь 2022-го, в то время как количество работающих мужчин осталось примерно на том же уровне, что и до пандемии. Согласно исследованию Lean In и McKinsey, женщины на руководящих постах также покидали свои должности и/или меняли работу существенно чаще в это время.
- В середине февраля 2023 года топ-менеджер Meta* Марна Левин объявила, что уйдет из компании этим летом. Она отвечает за рекламу — основной источник дохода компании. Ее заменят сразу два человека — Никола Мендельсон, глава глобальных операций, и Джастин Ософски, возглавляющий отдел онлайн-продаж и партнерств.
- В 2022 году Шерил Сандберг оставила пост главного операционного директора Meta*, но сохранила должность в совете директоров. Сандберг работала там с 2008 года и считалась первым человеком в компании после Марка Цукерберга. В СМИ отметили, что во многом благодаря ей Facebook* превратился в серьезного игрока технологической отрасли с рыночной капитализацией более $1 трлн.
- Влиятельные женские фигуры остаются в сфере технологий, но они, как правило, имеют более низкий общественный статус, чем мужчины, отметил Bloomberg. Например, журналисты редко берут интервью у Сафры Кац, главного исполнительного директора корпорации
Oracle . У Сьюзан Ли, финансового директора Meta*, еще не взяли ни одного интервью, хотя ее повысили до должности в ноябре прошлого года. Исключение — гендиректор AMD Лиза Су, одна из немногих женщин, возглавляющих крупные технологические компании, которая чаще других появляется в новостях. - В российском «Яндексе» в 2022 году подсчитали, что среди разработчиков компании лишь 10% женщин. «Нам же хочется, чтобы сильных соискательниц было больше: чем больше женщин приходит в ИТ, тем больше кандидатов для всей отрасли», — отметили в компании. Для этого «Яндекс» выпустил фильм «Математическое неравенство», в основу которого легли интервью с сотрудницами из отделов разработки, аналитики, тестирования и других.
*Компания Meta признана в России экстремистской. Facebook и Instagram* — продукты этой компании.
Фото обложки: Reed Saxon / AP / TASS