КиберпанкДеталиИнтернет

Несовершеннолетним ограничат доступ к вредному контенту: «Яндекс» и крупнейшие операторы создали альянс по защите детей в цифровой среде

Компании обязуются находить и удалять нежелательный для детей контент, а взамен создавать и продвигать развивающий.

Также в планах проводить тренинги по цифровой гигиене для подростков, педагогов и родителей. 

Что произошло

Десять российских цифровых компаний, среди которых «Яндекс» и «МегаФон», подписали хартию о защите детей в интернете.

Детали

Предполагается, что соглашение приведет к снижению количества противоправного контента в Сети.

История вопроса

С 2012 года в России правообладатели обязаны маркировать контент по возрастному критерию, а с февраля 2021-го соцсети должны удалять неприемлемый контент.

Мировая практика

В Китае детям запретили онлайн-игры в будни. TikTok отключает подросткам уведомления по вечерам, а Instagram делает странички детей по умолчанию закрытыми.

Что произошло

  • Десять крупнейших российских цифровых компаний подписали хартию о защите детей в интернете.
  • Участниками соглашения стали «Национальная Медиа Группа», «Яндекс», Mail.ru, «Лаборатория Касперского», «Ростелеком» и крупнейшие операторы мобильной связи: «МегаФон», МТС и «Билайн». К соглашению также присоединился «Газпром-Медиа Холдинг».
  • В хартии 10 пунктов. Согласно соглашению, компании обязуются сами находить и удалять нежелательный для детей контент, создавать и продвигать развивающий, совершенствовать инструменты по защите несовершеннолетних, а также развивать международное сотрудничество в этой сфере.
  • Альянс создаст рабочие и консультационные группы, чтобы проводить исследования и обмениваться опытом. Также в планах проводить тренинги по цифровой гигиене для детей, педагогов и родителей. 

Детали

  • Хартию подписали 1 сентября в режиме видеоконференции, в церемонии участвовал президент РФ Владимир Путин. Он посоветовал школьникам не доверять всему, что они видят в интернете.
  • Директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина считает, что новое соглашение приведет к снижению количества противоправного контента в интернете в разы. Также Мизулина предложила ввести специальную маркировку для фейков в соцсетях. 

История вопроса

  • Впервые идею создания альянса высказали в мае в «Лаборатории Касперского». Инициативу поддержал первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. В качестве примера он привел массовое убийство в школе Колумбайн, совершенное двумя учениками в 1999 году в США. Событие получило широкий резонанс в СМИ, а позже в соцсетях появились фанатские сообщества стрелков. В итоге этот инцидент повлиял на последующие случаи стрельбы в школах.
  • При этом с 2012 года в России действует закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Документ обязывает правообладателей маркировать контент по допустимому возрасту.
  • С 1 февраля в России действует закон, который обязывает соцсети удалять неприемлемый контент: нецензурную брань, призывы к суициду, порнографию.
  • За отказ удалить неприемлемый контент соцсеть могут оштрафовать на сумму от 800 тыс. до 4 млн рублей.

Мировая практика

  • Фильтрация неприемлемого и нежелательного контента обычно происходит на двух уровнях: ограничения вводят либо правительства конкретных государств, либо сами поставщики контента и соцсети. 
  • В Великобритании разработали правила для соцсетей, которые ограничивают компании в отслеживании местоположения детей и запрещают использовать для несовершеннолетних персонализированную рекламу.
  • В Китае на государственном уровне запретили детям играть в онлайн-игры с понедельника по четверг. Теперь несовершеннолетние китайцы могут развлекаться за компьютером только 3 часа в неделю по выходным и праздничным дням, а также вечером в пятницу.
  • TikTok решил не присылать подросткам уведомления поздно вечером. Пользователи 13–15 лет перестают получать push-уведомления после 9 вечера, а люди 16–17 лет — после 10 вечера. Также до 16 лет в TikTok нельзя обмениваться сообщениями.
    Instagram сделал страницы новых пользователей-подростков по умолчанию закрытыми. Кроме того, рекламодатели не смогут таргетировать рекламу для пользователей младше 18 лет в Instagram и Facebook.
Копировать ссылкуСкопировано