Неоднозначная политика Дональда Трампа в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Первые недели президентства Дональда Трампа отмечены отсутствием активных действий на азиатском направлении, которое рассматривалось как приоритетное в условиях обострившегося американо-китайского противостояния. Политика новой администрации США заставляет ее союзников в АТР задуматься, продолжит ли Вашингтон жесткое противостояние в регионе или пойдет на значительные уступки Китаю для заключения «большой сделки».

Тихоокеанские союзники США бьют тревогу

Рост экономической и военной мощи КНР сделал неизбежным конфликт США и Китая за влияние в мире. Активная фаза противостояния с Пекином началась еще во время первого президентского срока Дональда Трампа, в 2017 году. Тогда введение тарифов дало старт торговой войне. Антикитайский вектор внешней политики был продолжен следующим президентом США Джо Байденом. Демократы при поддержке Республиканской партии в период с 2021 по 2025 год укрепили позиции Соединенных Штатов в пограничном для Вашингтона и Пекина Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). 

Главным достижением прошлой демократической администрации стало развитие сети военных союзов, включая QUAD (США, Индия, Япония и Австралия), AUKUS (США, Австралия и Великобритания), а также разведывательного альянса «Пять глаз» (США, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия и Канада). Американские ракеты средней дальности были размещены на Филиппинах, в Японии и Южной Корее. В совокупности с экономическими мерами давления эти проекты рассматривались как эффективная система сдерживания территориальных претензий КНР в Южно-Китайском море и на Тайвань.

Жесткая предвыборная риторика Дональда Трампа в отношении Китая перед началом второго президентского срока позволяла утверждать, что республиканский политик продолжит активное военное сдерживание КНР. Возможно, поэтому президент Тайваня Лай Циндэ в посте по случаю победы Дональда Трампа на выборах с уверенностью заявил, что тесные партнерские связи будут развиваться. Австралийское правительство также поначалу было уверено в продолжении двустороннего сотрудничества.

Говорить об этом позволял и ряд объективных факторов.

  • Во-первых, в состав республиканской администрации входят антикитайские «ястребы», включая главу Госдепа Марко Рубио и советника по национальной безопасности Тима Уолца.
  • Во-вторых, на Тайване находятся критически важные для американской экономики заводы по производству полупроводников. Переход их под контроль КНР может нанести критический удар по цепочкам поставок высокотехнологичных товаров в Америку.
  • В-третьих, географическое положение других тихоокеанских партнеров Вашингтона имеет стратегическое значение для военно-политического сдерживания Китая.

Но в итоге политика Белого дома в АТР не сильно отличается от той, что Вашингтон проводит в отношении НАТО, ЕС и Украины. Тихоокеанские государства столкнулись с жестким экономическим давлением со стороны США.

В отношении Тайваня Трамп пообещал ввести пошлины в размере от 25% до 100% на все импортируемые в США чипы. Вскоре он раскритиковал «Закон о чипах и науке» 2022 года, который предоставил компании Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC) гранты на сумму $6,6 млрд на строительство собственного завода в Аризоне.

Давление на Тайвань можно объяснить планами президента создать собственную, независимую американскую высокотехнологичную промышленность. Однако отсутствие четких заявлений о поддержке острова, заморозка военной помощи, которая во время правления администрации Байдена только в 2024 году составила $571 млн, заставила некоторых китайских аналитиков усомниться в намерении Вашингтона защищать остров ближайшие 4 года. Правда, уже 26 февраля программы были вновь разморожены.

Остальные тихоокеанские партнеры США также столкнулись с проблемами. Американские 25%-ные пошлины на сталь и алюминий способны больно ударить по экономике Австралии, договор о торговле с Японией Трамп раскритиковал как «неравноправный», угроза введения почти 100%-ных пошлин за участие в БРИКС висит над Индией. А вот Китай вместо обещанных 60%-ных пошлин столкнулся с тарифами размером всего в 10%.

Сделка или противостояние — что выберут США и Китай

Можно предположить, что Белый дом разделяет экономические и военно-политические отношения, а отсутствие деятельного участия США в делах Азиатско-Тихоокеанского региона на данном этапе связано с попытками Госдепа урегулировать украинский конфликт, а уже потом начать «борьбу» с Китаем. 

Однако это не объясняет, почему Вашингтон спокойно отреагировал на масштабные китайские военные учения в Тасманском заливе и обещание китайских военных «затянуть петлю» на шее «тайваньских сепаратистов». Ведь даже во времена куда более сдержанной в реакции администрации Байдена ответы на политику китайских властей были резкими. Так, летом 2024 года после очередного столкновения филиппинских и китайских судов в Южно-Китайском море США подтвердили, что помогут Маниле в случае начала вооруженного конфликта с Пекином.

Не проясняет намерения Трампа и отсутствие одобренной союзниками стратегии по сдерживанию Китая. С одной стороны, еще 21 января Марко Рубио провел переговоры с коллегами-дипломатами из альянса QUAD, где стороны договорились укреплять многостороннее взаимодействие. С другой, Соединенные Штаты ограничили доступ к собственным разведданным членам альянса «Пять глаз». Появились слухи, что скоро на фоне «торговой войны» из альянса могут потребовать исключить Канаду. 

Желание правительства США оптимизировать расходы на оборону заставило бить тревогу австралийских политиков. Они опасаются, что поставка атомных подводных лодок в рамках первого столпа (AUKUS Pillar I) может быть приостановлена. Второй, ориентированный на развитие высоких технологий, столп альянса (Pillar II) также находится под угрозой. Дональд Трамп заявляет, что не хочет делиться передовыми разработками с его участниками — Австралией и Великобританией.

Двусмысленный подход Дональда Трампа к азиатскому вектору американской внешней политики все больше наталкивает на мысль о подготовке им платформы для заключения «большой сделки» с Китаем.

Предположительно, она может состоять из экономических компромиссов с разделом мира на сферы влияния. Если Трампа интересует исключительно экономический аспект противостояния, то оборонные обязательства перед союзниками, включая поддержку Тайваня, могут стать разменной монетой в будущих переговорах. Взамен США, например, могут получить от Китая одобрение на присоединение Гренландии. Первым шагом к заключению «сделки» может стать личная встреча глав КНР и США.

Но накопленные между странами противоречия и давняя история недоверия друг к другу усложняют переговорный процесс глобального масштаба. А значит, нельзя исключать, что первый месяц президентства Трампа является всего лишь затишьем перед большой бурей, особенно если китайское правительство с условиями американской стороны не согласится.

В условиях неопределенности союзники США всеми силами пытаются угодить Дональду Трампу. Премьер-министр Исиба Сигэру пообещал в одностороннем порядке увеличить объем прямых японских инвестиций до $1 трлн. Власти Тайваня пообещали увеличить расходы на оборону, а тайваньская TSMC объявила об инвестициях в размере $100 млрд для строительства собственных предприятий в США. Премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе заявил, что не станет вводить ответные пошлины в отношении американских товаров.

Копировать ссылкуСкопировано