Что произошло
Команда, снимавшая сериал «Кольца власти» в Новой Зеландии, на условиях анонимности рассказала журналистам, что их проект нанес экологии колоссальный вред.
Что говорят
Эксперты утверждают, что во время съемок сериала в атмосферу попало более 14 тыс. тонн углекислого газа — в 5 раз больше, чем после съемок масштабного блокбастера.
Контекст
По словам экспертов, кино — один из самых неэкологичных видов искусств. Выбросы при производстве кинофильма исчисляются тысячами тонн CO2.
Тенденция
В Германии и Австралии режиссеры могут получить дотации от государства, а в США киношники сэкономят на налогах.
Но при этом
Некоторые государства решили иначе стимулировать киношников: субсидии они получат, только позаботившись об экологии.
Что произошло
Несколько членов съемочной группы сериала «Кольца власти» на условиях анонимности рассказали журналистам The Guardian, что за масштабностью их дорогостоящего проекта скрывается пагубное воздействие на окружающую среду Новой Зеландии. Власти страны закрывают на это глаза, поддерживая киностудию щедрыми субсидиями.
- Производство первого сезона сериала от Amazon, посвященного предыстории вселенной «Властелина колец» Джона Р. Р. Толкина, началось в Новой Зеландии в 2021 году.
- По словам создателей сериала, на съемках было множество «неэкологичных» декораций. Например, деревья были сделаны из полистирола. Тысячи разбросанных листьев — сотканы из полиэстера. Почва была изготовлена из пластика, а белыми хлопьями снега на самом деле были термопластичные полимеры. После съемок весь реквизит был выброшен на местную свалку и не переработан должным образом.
Что говорят
- «То, что реально здесь происходит, — ужасно, и большинство людей не знают о том, насколько разрушительным для экологии является весь этот бизнес», — говорит член съемочной группы «Колец власти».
- «Если огромные корпорации хотят прийти в эту страну и использовать здешнюю красоту для съемок, они обязаны сохранить эту красоту. После работы на площадке остаются горы неутилизированного мусора. Это душераздирающе!» — говорит еще один специалист, который работал в Новой Зеландии на других крупных кинопроектах.
Кроме того, журналисты The Guardian получили доступ к переписке менеджеров по устойчивому развитию (ESG) сериала «Кольца власти».
- «Воздействие нашего проекта на окружающую среду Новой Зеландии огромно», — говорится в одном из сообщений.
- В июле 2021 года (когда в Новой Зеландии снимали первый сезон сериала) ESG-менеджеры писали в своем коллективном чате, что первый сезон «Колец власти» (который эквивалентен трем полнометражным фильмам) произвел примерно 14 387 тонн углекислого газа — в 5 раз больше, чем съемки масштабного блокбастера.
Сотрудники, которые занимались вывозом мусора со съемочных площадок, сообщили, что во время работы над первым сезоном «Колец» собрали около 12 тыс. куб. метров отходов — по объему это почти пять огромных бассейнов олимпийского формата.
Представитель Amazon отказался отвечать на вопрос журналистов об углеродном следе после производства сериала, однако позже в письменном заявлении сотрудники корпорации заявили, что «практика устойчивого развития в Новой Зеландии во время съемок первого сезона «Колец власти» соответствовала стандартам».
Контекст
По словам экспертов, кино- и телеиндустрия наносят экологии колоссальный вред.
- По данным Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA), выбросы парниковых газов при производстве одной телепередачи исчисляются десятками тонн СО2 (углекислого газа), а выбросы при производстве кинофильма — тысячами тонн. При этом выбросы при производстве фильма с бюджетом свыше $70 млн в среднем составляют около 2,9 тыс. тонн (это около 0,001% выбросов всей Великобритании в 2019 году).
- Главный источник выбросов при производстве фильмов — транспорт (для перевозки оборудования, актерской и съемочной групп), объяснил заместитель руководителя направления «Климат и зеленая энергетика» Центра стратегических разработок Олег Колобов. «Это около 50% выбросов <...> Оставшиеся выбросы приходятся на энергопотребление, главным образом электроэнергии и газа», — уточнил он.
Тенденция
- В Германии любой продюсер или режиссер, решивший снимать фильм в этой стране, может сэкономить почти 20% благодаря дотациям от государства.
- В Австралии создатели картины получают 15% от бюджета проекта, если он составляет не менее 15 млн австралийских долларов.
- В США существует целая система поддержки кино. Это частичное освобождение от уплаты налога на прибыль (минус 20–30%), возмещение наличными (правительство штата, где проводят съемки, возвращает киностудиям часть затрат), выделение грантов и беспошлинное предоставление локаций для съемок.
- В России одними из первых закон о частичной компенсации затрат на производство фильмов приняли власти Калининградской области. Максимальная компенсация киностудиям там составляет 40%. Наряду с Калининградом привлекательным местом для киношников стала Ульяновская область, которая возвращает до 30% вложенных денег. На Кубани киностудиям возмещают до 20% от затрат на съемки, а в Мурманской области компенсируют 30% от всех расходов на производство фильмов, снятых на территории Кольского полуострова.
Но при этом
В некоторых странах решили стимулировать киностудии так, чтобы одновременно позаботиться об экологии в своем регионе.
- Например, в Ванкувере (Канада) местные власти ввели для кинокомпаний 50%-ную скидку на съемки, если те откажутся от использования дизельных генераторов, отдав предпочтение аккумуляторам или электросети.
- А в Великобритании студии, производящие контент для BBC, ITV, Channel 4 и Netflix, должны еще до начала съемок точно рассчитать и направить в соответствующие инстанции данные об углеродном следе своей продукции. Если цифра покажется чиновникам слишком высокой, съемки могут запретить. Такое правило действует в королевстве с 2011 года.
Однако в Новой Зеландии никаких ограничений нет. Напротив, власти возвращают до 25 центов с каждого доллара, потраченного на крупное кинопроизводство в стране. В 2021 году министр экономического развития Новой Зеландии Стюарт Нэш заявил, что правительство рассчитывает выделить еще $1 млрд субсидий для кинопроизводителей в течение следующих 5 лет.