КапиталДеталиИнтернет

Не лучшие времена для ИТ-гигантов: прибыль китайской Tencent за год упала на 56%. Отразится ли это на выходе игр и как обстоят дела в других технологических корпорациях

Tencent объявила о решении сократить расходы. К концу июня она уволила почти 5,5 тыс. своих сотрудников. 

В последнее время регуляторы КНР оказывают давление на компанию, к примеру Tencent не может получить лицензии на новые игры уже 14 месяцев.

В цифрах

Китайский ИТ-гигант Tencent Holdings сообщил о первом снижении выручки с момента выхода на биржу в 2004 году.

Досье

Tencent — крупнейшая в КНР компания по производству видеоигр. Сейчас корпорация переживает трудности из-за давления китайских регуляторов.

Контекст

Рост экономики Китая значительно замедлился на фоне вспышек коронавируса в стране.

Тенденция

Сложности испытывают технологические компании по всему миру: акции Snap рухнули на 65,2%, чистая прибыль Alphabet за год снизилась на $2,5 млрд.

В цифрах

Китайский ИТ-гигант Tencent Holdings сообщил о первом снижении выручки с момента выхода на биржу в 2004 году. Компании пришлось сокращать расходы и увольнять сотрудников, пишет SCMP.

  • Размер выручки Tencent во втором квартале составил $19,8 млрд — это на 3% меньше, чем в аналогичный период 2021 года. При этом чистая прибыль компании за год уменьшилась на 56%, составив лишь 2,6 млрд юаней. Таким образом, Tencent не оправдала ожидания аналитиков и инвесторов.
  • SCMP отмечает, что продажи видеоигр (основной доход компании) снизились на 1%. В Tencent пояснили, что слабые показатели в основном связаны с «уменьшением количества крупных релизов».
  • К концу июня ИТ-гигант сократил уже 5,5 тыс. сотрудников. Кроме того, компания внедрила новую систему оценки эффективности работы и стала реже повышать зарплаты.

Во втором квартале мы активно выходили из непрофильного бизнеса, а также уменьшили наши маркетинговые и операционные расходы <...> В будущем мы сосредоточимся на повышении эффективности нашего бизнеса и запуске новых инициатив по увеличению доходов, <...> продолжая внедрять инновации с помощью НИОКР.

Пони Ма
основатель и исполнительный директор Tencent

Досье

Tencent — крупнейшая в КНР компания по производству видеоигр и созданию соцсетей.

  • ИТ-гиганту принадлежат китайские аналоги PayPal, Twitter, eBay и Google, а также приложение WeChat, которым пользуются более 1 млрд человек.
  • Tencent Games занимает не менее 13% мирового рынка видеоигр. Кроме того, холдинг владеет компаниями-разработчиками Supercell (выпустила Clash of Clans) и Riot Games (League of Legends). Ему также принадлежат доли в Epic Games (Fortnite), Activision Blizzard (Call of Duty), Bluehole (PUBG) и других.
  • Игровой бизнес Tencent столкнулся с множеством трудностей. Дело в том, что для выпуска видеоигры в Китае нужно получить специальное разрешение — все разработки индивидуально рассматриваются и одобряются правительством. При этом власти могут растянуть этот процесс на продолжительный срок, в результате чего образуются «очереди» из новых игр разных компаний. Очередной застой, который длился 8 месяцев, закончился в апреле текущего года, но для Tencent это ничем не закончилось — по состоянию на август компания не может получить новую лицензию уже 14 месяцев.
  • Кроме того, в июле регулятор КНР наложил штраф на компанию в размере $896 тыс. за нераскрытие информации о сделках.
  • Власти также не разрешили Tencent провести слияние двух крупнейших в стране сайтов потокового вещания DouYu и Huya «по антимонопольным соображениям».
  • На фоне различных трудностей холдинг начал сокращать свои доли в других компаниях. В частности, он рассматривает возможность продажи части или всей своей 17%-ной доли в Meituan — китайской компании, специализирующейся на доставке продуктов и других вещей. По оценкам, стоимость сделки составит $24 млрд.

Контекст

  • СМИ отмечают, что давление на экономику Китая значительно усилилось на фоне сложной международной обстановки и вспышек коронавируса в стране.
  • Тем не менее власти КНР планируют достичь роста ВВП в 2022 году на 5,5%. Однако многим экспертам это кажется маловероятным. Во втором квартале ВВП увеличился лишь на 0,4%, что стало худшим показателем с первого квартала 2020 года.
  • «Экономика Китая находится на грани стагфляции, хотя по состоянию на май – июнь худшее позади», — заявили японские аналитики.
  • Эксперты из Soochow Securities отметили, что на фоне замедления роста экономики КНР жители страны теперь готовы тратить на видеоигры меньше, чем ранее.
  • Кроме того, в 2021 году китайские регуляторы ограничили количество времени, которое могут тратить дети и подростки до 18 лет на онлайн-игры. 
  • В результате мелкие разработчики видеоигр в Китае вынуждены закрываться, а такие ИТ-гиганты, как Tencent, — «искать новые возможности за рубежом». При худшем сценарии жители страны не смогут поиграть в большинство новинок, выходящих за пределами государства.

Тенденция

Технологические компании по всему миру сейчас переживают не самые лучшие времена.

  • Например, холдинг Alibaba Group сообщил, что на конец июня его выручка снизилась на 0,1% по сравнению с прошлым годом и составила $30,6 млрд. Сокращение зафиксировано впервые с момента выхода на биржу в 2014 году. Чистая прибыль Alibaba упала в 2 раза — до $3,4 млрд. Также компанию захлестнула волна массовых сокращений работников.
  • В Meta заявили о падении выручки во втором квартале на 1%, а чистой прибыли— на 36%. В связи с этим корпорация приняла решение снизить «рост численности персонала в следующем году».
  • В 2022 году акции Snap упали на 65,2%, убытки увеличились до $422 млн. В связи с этим компания объявила о сокращении найма сотрудников и операционных расходов.
  • Чистая прибыль корпорации Alphabet, которой принадлежит Google, снизилась во втором квартале на $2,5 млрд в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В результате генеральный директор компании Сундар Пичай заявил о временной приостановке найма сотрудников в часть подразделений до конца года. При этом в Alphabet по-прежнему продолжат набирать сотрудников на инженерные и технические должности.
Копировать ссылкуСкопировано