Детали
Когда из РФ ушли крупные зарубежные кинопрокатчики и стриминговые сервисы, закрыв офисы по всей стране, то они практически потеряли возможность бороться за авторские права своих фильмов и сериалов. Этим воспользовались пираты, которые в текущем году значительно расширили библиотеки с нелегальным контентом. Об этом пишет «Коммерсант».
- Например, «Яндекс» этим летом
заблокировал на 42% больше пиратских ссылок, чем в прошлом году (9,1 млн за июнь – август против 6,4 млн прошлым летом). - В «Газпром-медиа» (НТВ, ТНТ, ТВ-3, «Пятница!» и др.) также сообщили о росте блокировок нелегального контента на 25% во втором квартале 2022-го.
- Чаще всего пираты выкладывают в Сеть голливудские премьеры, однако по мере того, как зритель массово возвращается к нелегальному контенту, сложнее становится защищать и российские сериалы, кино и шоу, говорят участники рынка.
- Российские онлайн-кинотеатры не привели своих данных по количеству нарушений, но также подчеркнули, что в основном пираты нацелены на зарубежный контент. «Основной интерес — голливудские премьеры и эксклюзивный контент западных площадок. Пиратские сайты постоянно меняют названия. Контроль не ослаб, скорее, вырос спрос», — отмечает директор по развитию Wink Антон Володькин.
- «В этом и, вероятно, и следующем году показатель (пиратского контента. — Прим. ред.) существенно вырастет, учитывая, что и видеосервисы, и офлайн-кинотеатры лишились всех крупных западных новинок. В ближайшие год-два рынок пиратского контента будет процветать», — считает гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.
- «Большую обеспокоенность вызывает рост распространения пиратского контента в соцсетях и мессенджерах», — подчеркивает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.
Тенденция
Объем пиратского контента в мире резко вырос в 2021 году. Американский провайдер Akamai представил глобальное исследование, согласно которому только за 9 месяцев прошлого года (январь – сентябрь) цифровой пиратский трафик увеличился на 16% по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года.
- За этот период пиратские сайты по всему миру посетили 132 млрд раз.
- 61,5% пользователей заходили на подобные ресурсы напрямую, а 28,6% переходили к ним через поисковые системы.
- Среди стран лидерами по количеству посещений сайтов с нелицензированным цифровым контентом стали США (13,5 млрд визитов), Россия (7,2 млрд) и Индия (6,5 млрд).
- На пиратский телевизионный контент пришлось 67 млрд посещений, издательские продукты собрали 30 млрд откликов, кино — 14,5 млрд, музыка — 10,8 млрд, а программное обеспечение (ПО) и видеоигры — 8,9 млрд.
- Авторы исследования отмечают, что цифровое пиратство наносит значительный ущерб создателям книг, кино и ПО. По оценкам экспертов, нарушение авторских прав в области интеллектуальной собственности обходится одной лишь американской экономике в $29,2 млрд в год.
- Согласно исследованию Европейской комиссии, 55% европейского населения хотя бы раз в жизни скачивали или транслировали фильмы нелегально. Основными причинами использования пиратского контента пользователи называют его стоимость (50%), простой доступ (31%) и распространенность (30%).
По данным издания Business Insider, самыми востребованными «пиратскими» фильмами прошлого года стали: «Смертельная битва» (премьера состоялась одновременно в кинотеатрах и на платформе HBO Max) и «Черная вдова» (одновременно дебютировала в кинотеатрах и на Disney+ Premier Access).
- Видеопираты, по словам экспертов, особенно заметно активизировались в прошлом году, когда фильмы одновременно выходили в кинотеатрах и на потоковых сервисах.
- «Когда фильм выходит на потоковом сервисе, копия этого фильма становится доступной в тот же день», — сказал Джон Фитиан, генеральный директор Национальной ассоциации владельцев кинотеатров. Фитиан добавил, что всплески онлайн-пиратства были «наиболее высокими, когда фильм впервые становился доступен для (платного. — Прим. ред.) просмотра дома» (из-за возможности легко скопировать контент с помощью специальных программ «захвата» видео).
По данным компании по анализу видеопиратства Muso, в первом квартале 2022 года количество посещений пиратских сайтов в мире увеличилось на 42,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года.