КиберпанкДетали

Молодежь уходит из приложений для знакомств: чем Tinder не угодил зумерам

В Европе и США приложения для онлайн-знакомств теряют популярность среди представителей молодого поколения. Таким сервисам они предпочитают живое общение. В результате акции компаний, которые лидируют на рынке дейтинга, начали падать. Рассказываем, почему зумеры ищут себе пару за пределами интернета и какие тренды наметились в России.

Что происходит с приложениями для знакомств 

В последние годы все больше людей в Европе и США отказываются от использования приложений для знакомств. Снижение интереса пользователей уже ударило по крупнейшим американским корпорациям. Так акции компании Match Group, владеющей Tinder и Hinge, в 2024 году потеряли более 30% стоимости.

По данным The Economist, число американцев, которые используют приложения для знакомств хотя бы раз в месяц, сократилось с 154 млн в 2021 году до 137 млн во втором квартале 2024 года. Британские исследователи также замечают подобный тренд в Англии. Только за 2023 год ведущие приложения знакомств Tinder, Hinge, Bumble и Grindr лишились почти 1,4 млн подписчиков, что составило 16% от общего числа пользователей этих платформ.

Число пользователей Tinder сокращается
Фото: Peter Morgan / AP / TASS

Британское агентство Ofcom заключило, что резкое снижение популярности приложений для знакомств связано с охлаждением интереса к ним со стороны зумеров. Аналитики считают, что сервисы теряют свою новизну, а романтика личных встреч стала более ценной для молодого поколения.

Для того чтобы вернуть интерес аудитории, приложения для знакомств начали адаптироваться к новым реалиям. Так многие из них добавили функцию видео-чата, что помогает пользователям больше взаимодействовать друг с другом. Также для повышения безопасности Tinder и Bumble внедрили функции с искусственным интеллектом, которые блокируют спам-профили и помогают предотвратить нежелательное поведение во время переписки. К нему относятся, к примеру, угрозы или сообщения оскорбительного характера.

Однако, как пишет Guardian, несмотря на эти усилия, многие представители молодого поколения остаются скептически настроены и ищут альтернативу приложениям знакомств.

Почему зумеры отказываются от онлайн-знакомств

Дейтинг-приложения не раз становились объектом критики, но именно зумеры стали теми, кто все чаще ставит под сомнение их эффективность. На это влияет несколько факторов.

Чувство разобщенности

Одной из ключевых причин отказа от дейтинг-приложений стало чувство изоляции среди пользователей, особенно зумеров. Эксперты отмечают, что новое поколение устало от бесконечного пролистывания фотографий в поисках подходящего человека, не имея возможности установить настоящую связь. Поэтому, по данным исследования Ofcom, зумеры чаще выбирают личные знакомства и свидания в оффлайне, стремясь лучше узнать собеседника и создать более глубокие и искренние взаимоотношения. 

Геймификация и отсутствие мэтчей

Алгоритмы сервисов для знакомств специально построены так, чтобы вызвать зависимость — приложения намеренно задерживают показ подходящих мэтчей (от англ. match — «совпадать», «соответствовать»; на сленге мэтч обозначает совпадение интересов на сайте онлайн-знакомств или взаимность ), чтобы стимулировать прокрутку и вовлеченность. Результат — массовая фрустрация среди пользователей, которые часами находятся в приложении. По данным издания Newsweek, девушки часто чувствуют себя подавленными из-за не совсем удачных совпадения, а мужчины жалуются на отсутствие совпадений вовсе.

Для многих пользователей приложения для знакомств превратились в игру. В 2024 году против дейтинг-компании Match group был подан коллективный иск за манипуляцию алгоритмами. Истцы обвинили компанию в формировании зависимостей у пользователей ради оформления платной подписки и повышения профита. 

Проблемы с безопасностью

В 2022 году Австралийский институт науки криминологии опубликовал результаты своего исследования, в котором участвовало почти 10 тыс. пользователей сайтов для знакомств. По данным опроса, три четверти опрошенных сталкивались с различными формами сексуального насилия в интернете за последние 5 лет. В то время как одна треть респондентов стали жертвами физического сексуального насилия со стороны человека, с которым они познакомились онлайн.

Куда и зачем зумеры идут за живым общением

Исследование 2022 года показало, что зумеры испытывают трудности в выстраивании отношений с людьми. Выросшие в эпоху онлайн-образования и удаленной работы, представители молодого поколения лишились важного этапа социализации. Теперь им труднее общаться в реальной жизни, зумеры привыкли к переписке в интернете, где легче раскрывать личную информацию незнакомым людям. В оффлайн-общении они сталкиваются с проблемами адаптации: привычки, сформированные в соцсетях, не всегда работают в живом общении, где проявляются настоящие эмоции и характер собеседника. Все это сказывается как на их способности заводить романтические знакомства, так и на формировании дружеских связей.

Зумеры предпочитают живое общение вместо дейтинг-приложений
Фото: Zoonar / Imago / TASS

На фоне общего желания зумеров выйти в оффлайн в Европе начала расти популярность мероприятий для поиска знакомств. В 2024 году посещаемость тематический дейтинг-ивентов выросла на 49%. Особенно быстро развиваются любительские спортивные сообщества. Беговые клубы в Лондоне получили репутацию нового Tinder, которые объединяют людей с общими интересами.

Что происходит с приложениями знакомств в России

Пока за рубежом приложения для знакомств уходят на второй план, в России ситуация складывается иначе. После ухода Tinder в 2023 году на рынке появилось множество локальных альтернатив, таких как Teamo, Mamba, VK знакомства. По данным Коммерсанта, в 2023 году россияне скачали дейтинг-приложения 19,5 млн раз, что на 5,4% больше, чем в 2022-м. В 2024 году рост сохранился, и рынок вырос еще на 10–15%.

Опрос, проведенный Роскачеством и проектом «VK Леди» Mail.ru, показал, что 75% пользуются приложениями для знакомств или хотя бы раз их посещали. При этом, по данным исследования, опубликованного в 2024 году, главной аудиторией приложений для знакомств в России оказались представители старшего поколения. Большую часть (34%) пользователей составляют люди в возрасте 35–45 лет, у зумеров доля достигает лишь 2%. Самые популярные цели использования онлайн-платформ среди молодежи — поиск друзей (34%), серьезные отношения (26%), желание пофлиртовать (21%), а для поиска секса регистрировалось 11% пользователей.

Помимо новых онлайн-приложений, в России также появляются альтернативные варианты оффлайн-активностей для поиска знакомств. В крупных городах каждую неделю проводятся спид-дейтинги, сапиодейтинги и другие мероприятия в формате живого общения.

  • Спид-дейтинг — формат вечеринок с мини-свиданиями по 3–7 минут. За одну встречу участник знакомится с 10–15 представителями противоположного пола.
  • Сапиодейтинг — формат знакомств, ориентированных на людей, которых привлекает интеллект партнера, а не его физические данные. На таких свиданиях участникам дается больше времени на знакомства, чтобы лучше узнать друг друга.

Фото обложки: Tsering Topgyal / AP / TASS

Копировать ссылкуСкопировано