КапиталДетали

Минфину не сладко: ведомство вернулось к идее ввести акциз на сахаросодержащие напитки. Как это отразится на производстве и к чему привело в других странах

Представители бизнеса считают, что из-за налога может сократиться выпуск сладких напитков и вырасти безработица.

Опыт других стран показывает обратное: в Мексике после введения акциза выросла занятость, а в Австралии — производительность труда.

Что произошло

Минфин России встретится с производителями сахаросодержащих напитков, чтобы обсудить введение акциза на их товар, сообщили СМИ

Что говорят

Представители бизнеса выступили с критикой инициативы ведомства. Они считают, что это может привести к сокращению производства, уменьшению числа рабочих мест и росту потребительских цен.

Контекст

Эксперты считают, что на фоне высокой инфляции вводить акциз не стоит. Мартовский рост цен в России стал максимальным с января 1999 года.

Мировая практика

Акцизы на сладкие напитки действуют во многих странах, включая Великобританию, Францию, Венгрию. Аналитики Всемирного банка отмечают, что их введение там не вызвало рост безработицы.

Что произошло

Минфин России обсудит с производителями сахаросодержащих напитков введение акциза на их продукцию, сообщил «Коммерсант». Этот вопрос ведомство рассмотрит на текущей неделе, уточняет издание. 

  • На заседании 14 апреля подготовят предложения по налогообложению и решат, какие именно напитки следует относить к сахаросодержащим. 
  • На заседание пригласили представителей PepsiCo (бренды Pepsi, Mirinda и 7UP), Coca-Cola HBC (Coca-Cola, Sprite, Fanta), а также сотрудников объединения «Союзнапитки».
  • Идея введения акциза на сладкие напитки в России обсуждалась неоднократно. Последний раз — в середине 2021 года. В ведомстве подчеркивают: введение акциза не только позволит пополнить госбюджет, но и снизит потребление «вредных» напитков среди россиян.

Что говорят

Представители бизнеса выступили с критикой инициативы Минфина. По их мнению, введение акциза «крайне несвоевременно», особенно в условиях текущей экономической ситуации.

  • Из-за дополнительной налоговой нагрузки вырастут цены на напитки, которые уже начали дорожать: ранее Coca-Cola на фоне текущей экономической ситуации сообщила о повышении цен на свои напитки с 14 марта на 15–30%, а PepsiCo — на 19% с 1 апреля.
  • В связи с подорожанием сладких напитков снизится спрос на них. 
  • Из-за низкого спроса производство сократится на 8–9% в год. Снизится и прибыль производителей.
  • В связи с сокращением рынка ряд предприятий закроется — это приведет к потере рабочих мест в отрасли.
  • Введение акцизов на сладкие напитки повлечет за собой масштабные изменения в законодательстве. 

В Министерстве сельского хозяйства инициативу Минфина также не поддержали, отметив те же риски, что и производители. В Минсельхозе предупредили, что из-за введения акциза может появиться нелегальный рынок, а это сведет на нет эффект от поступления акцизных сборов.

Контекст

Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев считает, что вводить акциз не стоит на фоне рекордной инфляции, а сахар — одна из лидирующих категорий по росту цен.

  • По данным Росстата, в марте 2022-го инфляция в стране ускорилась до 7,61% по сравнению с 1,17% в феврале (в годовом выражении цены выросли на 16,69%). Такой значительный рост за месяц стал максимальным с января 1999 года.
  • Сахар в марте в розничных магазинах подорожал в России почти вдвое по отношению к февралю. На фоне ажиотажного спроса некоторые сети ввели ограничения на покупку сахара в одни руки.
  • К апрелю спрос на сахар снизился в 4 раза.
  • В Москве к этому месяцу сахар подешевел в среднем на 5 рублей. Цены на этот товар начинаются от 70 рублей за килограмм.

Производители отметили в целом «кризисное состояние» российского сахарного рынка. В сезоне 2020/21 производство сахара в стране сократилось на 34%. По прогнозам «Союзроссахара», в этом сезоне заводы выпустят не намного больше.

Мировая практика

Сладкую газировку пьют более 75% россиян. При этом в последние годы многие переключаются на более полезные напитки — минеральную воду и соки, что согласуется с целями Минфина. 

  • На данный момент минимум 65 стран и крупных городов ввели акциз на подслащенные напитки, в том числе Великобритания, Франция, Венгрия, Норвегия, Чили, ЮАР, Португалия, Саудовская Аравия, Катар, несколько крупных городов США и провинций Канады.
  • В Венгрии акциз ввели в 2011 году. Спустя 5 лет 19% жителей стали меньше пить сладкие безалкогольные напитки. В частности, потребление энергетиков уменьшилось на 22%.
  • В Великобритании через год после введения налога потребление сладких напитков не изменилось, но содержание сахара в них снизилось почти на 10%. Соответственно, покупатели стали меньше употреблять сахар. 
  • Во Франции после введения налога некоторые производители также снизили количество сахара, однако сами напитки подорожали на 3,5 %. 

Аналитики Всемирного банка отмечают, что после введения акциза на сладкие напитки нигде не было резкого роста безработицы. Например, в Мексике после появления акциза, напротив, выросла занятость в розничной торговле, а в Австралии налог привел к повышению производительности труда.

Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано