МЦД исполнилось 5 лет: как их создавали и какое у них будущее

Сегодня свой первый юбилей отмечают Московские центральные диаметры. За 5 лет МЦД завоевали большую популярность, и без них уже трудно представить Москву и Московскую область. Корреспондент М125 Сергей Демидов специально для «Московских новостей» изучил важные вехи МЦД и узнал, куда скоро мы сможем доехать на диаметрах.

Предпосылки создания МЦД: проект 100-летней давности и успех МЦК

Наземное метро в Москве могло появиться еще 100 с лишним лет назад. В XIX веке, помимо радиальных железных дорог, в Москве построили Алексеевскую соединительную ветвь, а в 1908 году открыли Окружную железную дорогу, по которой сегодня ходят поезда МЦК. По сути, это была предтеча нынешних диаметров.

В 1934 году инженер Николай Чугайкин разработал проект «глубокого ввода» — по этому плану электрички с нынешнего Ярославского направления проходили бы через центр Москвы по тоннелю и соединялись бы с Нижегородским. Но от этих планов отказались в пользу развития метро.

По сути, вдохновителем МЦД стало МЦК. Московское центральное кольцо запустили в 2016 году — это был первый по-настоящему удачный запуск регулярной городской электрички в столице, она быстро завоевала популярность у пассажиров. Успешный старт Московского центрального кольца и стал отправной точкой для начала еще более масштабного проекта — создания Московских центральных диаметров.

Главные вехи в истории МЦД

Впервые озвучен проект сквозного пригородного сообщения через Москву
Запуск движения на первом (Одинцово – Лобня) и втором (Нахабино – Подольск) диаметрах МЦД
Запуск третьего диаметра (Зеленоград – Ипподром)
Запуск четвертого диаметра (Железнодорожная – Апрелевка).

Самые масштабные стройки на МЦД: от трех вокзалов к Москве-Сити

К запуску МЦД проделали колоссальную работу: многие пути, платформы и станции перестраивали или строили с нуля.

Пожалуй, самым сложным в этом плане было строительство центрального участка МЦД-4. Рядом с площадью трех вокзалов построили новые эстакады, чтобы увеличить количество путей до четырех. А возле Москвы-Сити появилась одна из самых высоких станций в Москве — на высоте 15 метров от земли.

Важную работу проделали и на МЦД-3 — между «Митьково» и «Электрозаводской» появился тоннель, который и позволил связать два ранее разрозненных направления — Ленинградское и Казанское.

Фишки МЦД: проезд как в метро и новые станции

Встраивание в единую тарифную систему Москвы

Раньше нужно было покупать отдельный билет на электричку — проездные на метро не действовали. С момента запуска МЦД в электропоездах стали действовать все столичные проездные билеты, в том числе безлимитные проезды по карте «Тройка». Поездка на диаметрах в пределах столицы стоит столько же, сколько проезд в метро.

Отсутствие дневных перерывов

До появления диаметра в будни у электричек могли быть большие перерывы в промежутке с 11 до 13 часов. С запуском МЦД такие окна исчезли, а поезда стали ходить с минимальными интервалами. Время работы — как в метро, с 5:30 до 1:00.

Айдентика линий — у них есть свои цвета

Первый диаметр окрасился в «физалис», второй — в «фуксию». Третий диаметр получил цвет «папайя», а четвертый — «ментол». У будущего МЦД-5 будет «зеленый луг».

Новые и реконструированные станции

Специально к запуску МЦД реконструировали большое количество станций, чтобы сделать их более современными и комфортными. Некоторые из них построили заново. К примеру, в Зеленограде и Железнодорожном появились современные городские вокзалы. Есть и абсолютно новые станции — «Славянский бульвар» на МЦД-1, «Пенягино», «Волоколамская» и «Остафьево» на МЦД-2 и другие.

Новые маршруты для Москвы и Подмосковья

Раньше Нижегородское, Казанское и Ленинградское направления были тупиковыми. Но с запуском диаметров теперь можно ехать не только до вокзалов, но и в другие части Москвы и Подмосковья. К примеру, жители Раменского могут без пересадок доехать до Химок, из Новогиреево теперь проще добраться до Москвы-Сити и Переделкино.

МЦД в цифрах

  • 137 станций на всех четырех диаметрах
  • Более 300 км — общая длина всех путей на МЦД
  • Больше 1 млрд пассажиров — суммарный пассажиропоток на МЦД за 5 лет
  • Более 1,4 млн поездок совершается на МЦД ежедневно
  • 86 км — длина МЦД-4, рекордсмен по этому показателю

Какие поезда ходят по МЦД

Локомотивом МЦД в буквальном смысле слова стали современные электропоезда «Иволга». Их производят на Тверском вагоностроительном заводе. Вместе с МЦД совершенствуются и «Иволги». Самая новая модель «Иволга 4.0» — с тремя дверьми в промежуточных вагонах, удобными сиденьями и беспроводными зарядками. Такие поезда уже перевозят пассажиров на третьем и четвертом диаметрах.

Также на МЦД работают современные российские поезда ЭП2Д, которые производят на Демиховском машиностроительном заводе в Подмосковье. Полностью обновить подвижной состав на МЦД планируют к концу 2025 года.

Топ-5 самых загруженных станций

  • «Железнодорожная» (D4) — 37,9 тыс. человек
  • «Выхино» (D3) — 37,1 тыс. человек
  • «Царицыно» (D2) — 32,6 тыс. человек
  • «Одинцово» (D1) — 32,3 тыс. человек
  • «Зеленоград-Крюково» (D3) — 31,9 тыс. человек

Самые необычные станции МЦД: с дирижаблем и «обходчиком»

«Долгопрудная» (МЦД-1)

На ней можно встретить не только электрички, но и дирижабль! Он будто парит на станции и напоминает о прошлом города. Ведь Долгопрудный раньше был Дирижаблестроем, и возник он благодаря предприятию по производству аэростатов.

Фото: transport.mos.ru

«Зеленоград-Крюково» (МЦД-3)

На месте старой станции Крюково практически с нуля построили большой городской вокзал в стиле хай-тек. Уникальная фишка — с вокзала можно выйти не только в обе части Зеленограда, но и на эстакаду, ведь там останавливаются автобусы. Из Зеленограда можно уехать не только в Москву, но и в Петербург — после открытия вокзала здесь стали останавливаться «Сапсаны».

«Митьково» (МЦД-3)

Самая новая станция МЦД на данный момент напоминает изысканный лофт. Красный кирпич на фасаде напоминает о промышленном прошлом района Сокольники. А еще здесь есть панорамная крыша.

«Железнодорожная» (МЦД-4)

Здесь тоже построили новый вокзал на месте старого. Но в новом здании есть и частичка прошлого — макет первого российского паровоза 1833 года производства в натуральную величину.

«Кутузовская» (МЦД-4)

На Кутузовской тоже есть комбинация старого и нового стилей. Станцию для МЦД построили с нуля рядом с Филевской линией и МЦК. Но при этом сохранили «Домик обходчика», который построили еще в начале прошлого века для Окружной железной дороги. Ныне оно стало частью платформы в сторону Апрелевки.

Будущее МЦД: новые станции и поезда до Ярославля и Тулы

На действующих диаметрах продолжают реконструировать и строить новые станции. На первом диаметре появится «Петровско-Разумовская», на четвертом — «Беговая». А «Рижская» и вовсе свяжет сразу три диаметра МЦД и две линии метро, также там будет остановка для высокоскоростных поездов.

Не забываем и про МЦД-5, который в перспективе должен связать Ярославское и Павелецкое направления, а поезда будут ходить от Пушкино и Щелково до Домодедово. На данный момент работы по проектированию тоннеля в центре Москвы приостановлены.

Кроме того, МЦД станет основой для развития Центрального транспортного узла. К 2030 году планируют сократить интервалы движения пригородных поездов из Москвы в Ярославль, Владимир, Тулу, Рязань и другие города центральной части страны.

Копировать ссылкуСкопировано