КиберпанкДеталиТехнологии

Машина-коллектор: Ford патентует технологию самоэвакуации авто. Как она будет работать и при чем тут автокредиты

Производители последовательно повышали цены на авто, что привело к росту долгов по кредитам.

Теперь компании придумывают, как заставить собственников платить по счетам.

Что произошло

Ford подал заявку на патент технологии, которая в случае неуплаты автокредита владельцем позволяет машине самостоятельно переместиться на место, удобное для ее эвакуации, или даже на свалку. 

Как это работает

Перед «самоизъятием» автомобиль несколько раз предупредит владельца о необходимости внести плату по кредиту. Затем последует отключение ряда функций — автоматизированного управления окнами и кондиционирования воздуха. 

Тенденция

Автопроизводители в течение нескольких лет последовательно повышали цены на машины, и своевременная выплата кредита за машину стала почти невыполнимой задачей для многих покупателей. 

Контекст

Многие эксперты считают, что выход на рынок «самоизымающихся» автомобилей — лишь вопрос времени, но поначалу разработка Ford может оттолкнуть потенциальных покупателей: большинство (68%) автомобилистов признаются, что боятся самоуправляемых машин.

Что произошло 

  • Американская компания Ford подала заявку на патент технологии, которая может быть внедрена в любой автомобиль бренда, способный подключаться к интернету. Если владелец пропустил несколько платежей по автокредиту, машина с автономным или полуавтономным управлением самостоятельно переместится на место, удобное для ее эвакуации.  
  • Документ под названием Systems and Methods to Repossess a Vehicle («Системы и методы возврата транспортного средства») компания подала в Ведомство по патентам и товарным знакам США еще в августе 2021 года, но в открытом доступе он появился только 23 февраля 2023-го. 
  • Автоэксперты отмечают, что получение патента — не говорит о скором внедрении этой системы: идея «может пролежать в долгом ящике сколько угодно времени или вообще быть не реализованной». В Ford также заявили, что патенты — обычная деятельность, которая «не обязательно указывает на новый бизнес или реальные планы компании». 

Как это работает 

В патентном документе описаны система предупреждений и несколько способов дистанционного изъятия имущества. 

  • Прежде чем система запустит процесс изъятия автомобиля, владелец получит несколько предупреждений. Если их проигнорировать, машина начнет «терять» свои функции. Первыми будут отключаться круиз-контроль, автоматизированное управление окнами и сиденьями. Затем — блокировка более важных функций: системы кондиционирования воздуха и дистанционной работы брелока. Также автомобиль может включать «непрерывный и неприятный звук», когда водитель находится в салоне. 
  • Если владелец выдержал все испытания и так и не внес платеж по кредиту, он может быть заблокирован прямо в авто: система «отключит механизм дверного замка, поставив транспортное средство в состояние блокировки». 
  • В конце концов машина злостного неплательщика использует свои бортовые датчики, чтобы определить, находится ли она в гараже. Если авто «поймет», что находится за его пределами, оно может без ведома владельца переместиться в помещение кредитного учреждения, на штрафстоянку или любое другое заранее заданное место — даже на свалку. Последний вариант возможен, если кредитное учреждение посчитает процедуру изъятия финансово неоправданной. 
  • При этом есть исключение: в чрезвычайных ситуациях, например в случае сердечного приступа, автомобилем все-таки можно будет воспользоваться, даже если он заблокирован. Камера транспортного средства с помощью нейросети определит, является ли ситуация действительно чрезвычайной. По каким критериям — в документах не уточняется. 

Тенденция

Автопроизводители и их дилеры последовательно повышали цены на автомобили, а теперь вынуждены придумывать высокотехнологичные способы заставить собственников платить, пишет The Verge. Из-за сложной ситуации на автомобильном рынке и в мировой экономике своевременная оплата кредита — почти невыполнимая для многих покупателей задача.

  • Еще до того как пандемия привела к сбоям в цепочках поставок, транспортные средства подорожали, а людям стало сложнее платить по автокредитам. По данным Kelley Blue Book, к концу 2022 года средняя цена на новый автомобиль в США достигла рекордных $49,5 тыс. Средняя стоимость высокотехнологичных электромобилей составила более $61 тыс. 
  • Кроме того, автопроизводители уже несколько лет подталкивают покупателей к более дорогим покупкам — грузовикам, внедорожникам и кроссоверам, убирая из продажи машины меньшего размера. В результате увеличиваются сроки кредитования и растут общие задолженности по кредитам. Так, по данным Fortune, в США  наблюдается самый высокий уровень просроченных кредитов с 2006  года — в связи с ростом цен на автомобили и высокими процентными ставками.   

Контекст 

Журналисты The Verge назвали разработку Ford «настоящим кошмаром», который может оттолкнуть потенциальных покупателей, но считают, что выход на рынок автомобилей с подобной технологией — лишь вопрос времени. 

  • Почти 70% водителей боятся полностью самоуправляемых автомобилей, следует из результатов опроса сервиса AAA, специализирующегося на автомобилестроении и безопасности дорожного движения. Для сравнения: в прошлом году этот показатель составил 55%. В основном страх вызван громкими авариями с участием беспилотных автомобилей, а также неосведомленностью водителей: например, каждый десятый считает, что может купить машину, которая будет ездить, пока ее владелец спит. 
  • Автомобилестроительным компаниям, которые стремительно  автоматизируют свои машины, еще предстоит проделать серьезную работу, чтобы убедить водителей в безопасности новых функций, отмечают аналитики. 
  • Опрос также показал, что водители, которые не переходят на автономные транспортные средства, обеспокоены тем, что им приходится делить дорогу с теми, кто позитивно относится к таким технологиям. 
Копировать ссылкуСкопировано