Почему россияне скупают автомобили
В последний месяц лета продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) подскочили на 35% (если сравнивать с августом 2023 года), до 155,3 тыс. штук (подсчеты сделали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), ссылаясь на данные АО «ППК» (СП «Автостата» и оператора ЭПТС). В АЕБ, во-первых, отметили высокую динамику, которую демонстрирует рынок, во-вторых, обратили внимание, что происходит это на фоне ожидания повышения утилизационного сбора с 1 октября.
Кстати, если смотреть с начала года, то за 8 месяцев было продано на 62% больше новых авто, чем год назад.
Рекорды этого августа особенно выделяются на горизонте в 10 лет. «Обычно «спокойный» из-за отпусков август бьет десятилетний рекорд», — заявили в Комитете автопроизводителей, уточнив, что продажи новых авто «показали наилучший результат августа начиная с 2015 года. «Очевидно, что он обусловлен целым рядом факторов. Во-первых, следует отметить, что после февраля 2022 года на фоне дефицита предложений на рынке сформировался существенный отложенный спрос, который удовлетворяется по мере насыщения рынка новыми моделями», — заявили в организации.
В Комитете пояснили: покупатели торопятся приобрести новое авто, ожидая изменения в налоговом законодательстве, новых решений по ключевой ставке и, главное, повышения утилизационного сбора.
Как хотят повысить утилизационный сбор
Минпромторг предлагает повысить сумму утилизационного сбора для автомобилей, которые импортируются в Россию. По идее, поправки должны вступить в силу 1 октября — если их примут в том виде, в котором они заявлены сейчас. Так, согласно им, коэффициенты меняются следующим образом:
— Для личного пользования. Если авто, ввезенное для таких целей, имеет двигатель менее 3 литров, для него утильсбор остается прежним (главное, вовремя заплатить таможенные пошлины и налоги и не продавать машину в течение года).
Если же у авто двигатель больше 3 литров, то коэффициенты, по которым рассчитывается утилизационный сбор, вырастут в 2 раза.
— Для перепродажи. Неважно, частное вы лицо или компания, сбор будет индексироваться. Происходить это будет поэтапно и коснется практически всех видов транспорта. Ставка в этом случае может вырасти на 70–85% уже с 1 октября, до 2030 года ее будут увеличивать на 10–20% ежегодно.
Что это значит в цифрах: самый массовый сегмент, который ввозят дилеры — авто с двигателем от 1–2 литров, — реформа коснется в первую очередь. С 1 октября при перепродаже таких машин продавец должен будет заплатить утильсбор вместо 306 тыс. рублей — 556 200 рублей. К 2030 году сумма уже превысит 1,17 млн рублей.
Понятно, что следом резко вырастут цены — продавцы должны будут компенсировать затраты. Неудивительно, что россияне побежали покупать автомобили сейчас и что сами производители ждут, что спрос останется рекордным и в сентябре.