Культурный кодДетали

Маршрут для одного: как соло-путешествия захватывают рынок туризма

Поездки в одиночку становятся новым трендом — они особенно популярны среди миллениалов и зумеров. Однако интерес к ним проявляют и представители старшего поколения. Соло-туризм помогает обрести независимость и глубже погрузиться в местную культуру, однако иногда вызывает чувство одиночества. Рассказываем, как развивается этот формат, кто и зачем его выбирает и с какими трудностями сталкиваются поклонники путешествий без компании.

Соло-поездки в тренде: куда и зачем едут путешественники-одиночки

Согласно отчету American Express о глобальных туристических трендах за 2024 год, поездки в одиночку стали одним из ключевых направлений в индустрии. 

Соло-туризм — это формат путешествий без сопровождения друзей или семьи, когда человек отправляется исследовать новые места самостоятельно. Наиболее характерны соло-путешествия для миллениалов и представителей поколения Z.

Популярность таких поездок также стала заметна и в соцсетях: в октябре 2024 года по хештегу #solotravel в Instagram* (принадлежит Meta**, признана в России экстремистской) находилось 9,9 млн публикаций. За 8 месяцев их число выросло до 10,7 млн. Пользователи публикуют заметки о поездках, делятся личными маршрутами и советами для тех, кто путешествует один.

Как поездки в одиночестве стали популярными
Фото: Петр Ковалев / ТАСС

В России интерес к соло-туризму также растет. По данным вице-президента АТОР Сергея Ромашкина, за последнее десятилетие число таких поездок увеличилось примерно в 4 раза, хотя их доля среди всех путешественников пока остается небольшой.

Среди зарубежных направлений для летних поездок в одиночку лидирует Стамбул — его выбрали 12% туристов. Далее следуют Париж (4,8%), Милан (4,5%), Рим (4,1%) и Барселона (3,2%). Внутри России чаще всего в одиночку отправляются в Санкт-Петербург (21,9%), Москву (13,7%), Сочи (8,9%), Казань (3,8%) и Нижний Новгород (3,6%).

Путешествие для себя: зачем выбирают соло-формат туристы разных поколений

Соло-поездки позволяют побыть наедине с собой, выбрать удобный темп отдыха, самостоятельно спланировать маршрут и, при желании, завести новые знакомства. Такой формат особенно популярен среди миллениалов и зумеров, хотя представители других возрастов также находят в нем свои преимущества.

Согласно опросу компании Kantar, в котором приняло участие более 10 тыс. человек, мотивации различаются в зависимости от поколения. Для зумеров на первом месте стоят самопознание и поиск уникального опыта. Так, 48% молодых международных туристов из поколения Z предпочитают посещать сразу несколько стран за одну поездку — это самый высокий показатель среди всех возрастных групп. 

Путешествия для себя
Фото: Xinhua / ABACA / TASS

Туристы старше 55 лет, особенно женщины, чаще выбирают одиночные путешествия ради свободы и независимости. Для них это возможность отдохнуть от семейных обязанностей и почувствовать эмоциональную автономию. 

Несмотря на разницу в мотивации, соло-путешественников объединяет стремление к свободе. Отказ от необходимости подстраиваться под других дает полный контроль над временем, маршрутом и форматом поездки. Кроме того, этот формат подходит тем, у кого нет подходящей компании. 

У меня достаточно специфичный вкус на путешествия — я мечтаю съездить в Казахстан и Кыргызстан, а недавно я ездила в индонезийские деревни, чтобы пожить среди племен. Такие локации не очень популярны среди моих знакомых в Австралии, поэтому я предпочитаю не ждать, пока кто-то захочет, а ехать в места мечты и искать попутчиков уже на месте.

Мэддипутешественница из Австралии

Сам с собой и со всем миром: плюсы и риски соло-путешествий

Плюсы путешествий в одиночку

  • Поездки без пары, родственников и компании друзей открывают возможности для социализации и новых знакомств. По данным опроса OneTwoTrip, 51,1% путешественников считают, что такой формат помогает расширить круг общения. Одиночные поездки часто более открыты к новым знакомствам —  поэтому становится  проще заводить новые контакты с  другими туристами.
  • Соло-путешествия способствуют развитию самостоятельности. Согласно результатам опроса Gitnux, среди путешественников, предпочитающих путешествовать в одиночку, 81% респондентов главным преимуществом таких поездок назвали рост уверенности в себе, 52 % сообщили, что стали более независимыми, а 44 % отметили, что научились решать проблемы эффективно без чужой помощи.
  • Одиночные поездки также положительно влияют на психическое здоровье. Исследование подтверждает: кратковременное одиночество с легким социальным контактом способствует восстановлению энергии и ощущению связи с окружающим миром.
  • 58 % соло‑путешественников утверждают, что получили более аутентичный опыт взаимодействия с местной культурой. Исследования показывают, что соло-туристы часто отличаются высокой открытостью к новому опыту — они стремятся самостоятельно изучать местную культуру, вступать в диалог с жителями, учить язык и избегать стандартных туристических маршрутов.

Минусы соло-путешествий

  • 73 % женщин тревожатся о своей безопасности во время соло‑поездок. Туристы-одиночки могут быть чаще подвержены различным рискам во время путешествия — сталкиваться с кражами, мошенничеством, насилием, травмами без возможности немедленно обратиться за помощью к другому человеку рядом. Однако опыт уменьшает тревогу — страх после 10 поездок отмечают у себе только 55–59 % женщин.
  • В соло-поездке также может возникать острое чувство одиночества. Нехватка поддержки и невозможность разделить впечатления с близкими могут приводить к временным эмоциональным спадам. Даже опытные путешественники иногда чувствуют это в незнакомых городах.
  • Тревожность — еще одна распространенная проблема: неопределенность, языковой барьер, необходимость самостоятельной навигации в новых условиях могут вызывать стресс, особенно в напряженных ситуациях.
  • Длительные поездки в одиночку также нередко приводят к сложностям с возвращением к повседневной жизни. После месяцев свободы и исследований может возникнуть ощущение пустоты, тревожности и бессмысленности рутины.

Фото обложки: Andreea Petruti / Unsplash

*Продукт компании Meta, признанной в России экстремистской.

**Компания Meta признана в России экстремистской.

Копировать ссылкуСкопировано