— В чем вы видите миссию конкурса «Живая классика»? Получается ли ее реализовывать из года в год?
Наша миссия — популяризация чтения среди русскоговорящих подростков в России и за рубежом, обогащение общества осознанными, эмпатичными, толерантными, уверенными в себе личностями с навыками эффективной коммуникации, грамотной русской речью, широким кругозором, готовых активно участвовать в жизни общества и нести гуманистические ценности.

Мы ежегодно пересматриваем миссию, то добавляем, то убираем из нее что-то. Но сейчас для меня и команды фонда она выглядит так: для нас очень важно развитие критического мышления, навыка самостоятельно думать, формулировать собственную точку зрения. Чтение этому очень способствует.
— Как сегодня формируется культура чтения у детей, школьников? С одной стороны, есть современная литература, в которой еще нужно хорошо разбираться, чтобы найти что-то стоящее, с другой стороны, есть школьная классика, которой нужно заинтересовать.
Здесь нет одного общего ответа. Кто-то растет в читающей семье, где с детьми открыто обсуждают разные темы, дают возможность дискутировать, помогают с выбором интересных книг, кто-то пришел в библиотеку — и библиотекарь стал таким литературным помощником, советчиком, проводником в мир литературы, у кого-то отличный учитель литературы, кто-то слушает подкасты и смотрит книжных блогеров. Это сложный многосоставный процесс, в котором задействованы самые разные значимые для детей люди.
— Читают ли подростки и каких авторов выбирают сами, не по списку школьной литературы? Если бы в конкурсе участвовали вы, то какое бы произведение выбрали?
Конечно, читают. Уверена, что не меньше, чем предыдущие поколения. Читающих всегда было меньше, чем нечитающих, это будущая интеллектуальная элита. Хотя многое, конечно, зависит от того, что читать. Но я убеждена, что к сложным текстам можно прийти через захватывающие и доступные, так что они тоже очень важны. Главное не останавливаться на бульварной литературе. Если бы участвовала я, выбрала бы то, что меня бы в этот момент больше всего волновало, чем бы хотела поделиться.

Мне в детстве очень нравилась книга Элинор Портер «Поллианна», про девочку, которая играла в игру — как во всем находить что-то хорошее: и чем сложнее задача, чем хуже ситуация, тем интереснее играть. Эта книга важна для меня до сих пор, я все время мысленно играю в эту игру. Несколько лет назад я прямо задумалась, какую бы книгу сама выбрала для конкурса, и решила, что «Другие берега» Набокова, даже выбрала отрывок. У меня нет одной любимой книги, на разных этапах жизни они разные.
— Вы помните себя в школьном возрасте — какие книжки вы выбирали? Изменились ли интересы поколений за это время?
Я хорошо себя помню. Я вела дневник, недавно его перечитывала — как будто все это вчера со мной было. Когда начала проводить конкурс, удивилась тому, что подростки читают те же самые книги. Но все-таки круг чтения от поколения к поколению должен меняться. В моем детстве не было мобильных телефонов, компьютеров и социальных сетей, это был другой мир.
Мне нравится фраза доктора филологических наук Марии Черняк о том, что у каждого поколения должен быть свой литературный поезд. Проблемы меняются, а литература должна отвечать текущему запросу. Конечно, есть вечные темы — вся классика об этом. Но до классики нужно еще дорасти.
Мы ввели в конкурсе номинацию «Современная литература», чтобы познакомить школьников с качественными книгами про таких же, как они, школьников XXI века.

— Какие дети участвуют в конкурсе — те, кто мечтает связать свою жизнь с актерской профессией? Или кто больше любит читать?
Мотивация разная. Кто-то действительно любит читать, кто-то хочет стать актером, кто-то хочет в «Артек» (где проходит один из ключевых финалов конкурса. — прим. МН) или пятерку по литературе, кого-то заставили, кого-то отправила мама за дипломом для портфолио. Для нас важно, что все они что-то прочитали и услышали много разных текстов в исполнении других участников. Ребята борются за победу, а поэтому знают, кто что читал, размышляют, почему один текст прошел, а другой нет, почему то или иное выступление оказалось удачнее. И таким образом они обсуждают литературные произведения и темы этих произведений. И совершенно естественно возникает дискуссия о литературе и интерес — а это нам и нужно. Ну и важно, что на конкурсе ребята знакомятся друг с другом, начинают общаться, дружить. Умные, талантливые объединяются — для нас это отличный результат.
— Вы привнесли новое направление конкурса — написание отзывов, рецензий на книги. Сегодня дети умеют формулировать свои впечатления? Повлияло ли на них ЕГЭ в этом плане?
Честно говоря, многие рецензии за участников писал ChatGPT. Поэтому в следующем году будет конкурс видеорецензий. Мне кажется, что проблема с формулированием собственных мыслей — очень серьезная для современной российской школы. Редкие учителя учат школьников дискутировать. Обычно есть одна правильная точка зрения, которую нужно просто усвоить, заучить. Но это совершенно неверно. Есть укоренившийся с советской школы страх размышлять самостоятельно. Отчасти он оправдан. Если школьники будут только усваивать, у нас будут отличные исполнители, но будут проблемы с изобретателями, учеными, теми, кто должен уметь отпускать свою мысль, искать нестандартные решения и иметь собственную позицию, которую надо уметь отстаивать.

— Кроме навыка стремиться и побеждать, интересоваться книгами, какие еще качества воспитывает конкурс в школьниках?
Эмпатию, толерантность, критическое мышление, любознательность, навыки эффективной коммуникации, грамотную русскую речь.
Победители конкурса юных чтецов «Живая классика» 2025
В этом году лучшими чтецами стали:
Данил Панченко, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Е. Клюев «Отрывной календарь»)
Элина Халгаева, Республика Калмыкия (А. Смирнов «Блокадный пес Трезорка»)
Богдан Золотовский, Приморский край (В. Драгунский «Тиха украинская ночь»)
Запись суперфинала конкурса можно посмотреть здесь.
Фотографии предоставлены организаторами