Минпромторг опубликовал первичный перечень автомобилей, которые были одобрены для использования в качестве легковых такси. С 1 марта 2026 года, когда вступит в силу закон о локализации, перевозить россиян можно будет на авто, которые произвели шесть российских брендов: Lada, «Москвич», УАЗ, Sollers, Evolute и Voyah.
На данный момент в список из 20 машин попали:
- модели от Lada — Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend, Niva Travel;
- модели от УАЗа — «Хантер» и «Патриот»;
- авто от «Москвича» — модели 3, 3е, 6 и 8;
- минивэн Sollers SP7;
- электрокары Evolute — модели I-Pro, I-Joy, I-Sky, I-Jet, I-Space;
- Voyah — модели Free, Dream, Passion.
До вступления в силу закона еще 5 месяцев, однако ведомство уже обнародовало список разрешенных в такси авто, чтобы заранее проинформировать перевозчиков и те могли запланировать будущие закупки, пояснили в Минпромторге. Нынешний перечень будет обновляться по мере появления на рынке новых моделей как от российских брендов, так и от локализованных в России зарубежных.
Напомним, идея закона о локализации такси в том, чтобы соответствующие услуги предоставлялись с использованием машин с «высокой долей российских компонентов» или произведенных в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК).
Суть в том, что автомобиль вносят в реестр такси, если он набрал к 1 марта 2026 года как минимум 3200 баллов в системе локализации Минпромторга (она позволяет ведомству определять, можно ли считать продукцию российской).
В ассоциации «Национальный совет такси» уже заявили, что большинство авто, внесенных в список Минпромторга, не распространены в таксопарках, а УАЗ и Niva Travel так вообще не очень комфортны для пассажирских перевозок.
Так, в качестве такси перевозчики (700 тыс. авто зарегистрировано на физлиц, более 340 тыс. — на профессиональных перевозчиков и на таксопарки) предпочитают зарубежные модели. По данным Autonews по итогам 2024 года, самой востребованной маркой среди перевозчиков была корейская Kia. В топ-3 также попали Lada и Hyundai. Кроме того, россиян также перевозили на моделях Volkswagen, Skoda, Renault, Toyota, Chery, Haval, Geely, Nissan и Chevrolet.
С одной стороны, подавляющее большинство этих авто уже были локализованы в РФ в рамках СПИКов, причем процесс был завершен еще до 2022 года (другими словами, до ухода из России западных брендов). Те, кто не локализовался, — китайцы Geely и Chery (производства в России у них тоже нет). То есть за исключением последних двух брендов автомобили остальных марок, выпущенные до 2022 года, подходят под условия нового закона и на них можно будет продолжать возить пассажиров.
С другой стороны, как отмечают эксперты, срок эксплуатации у такси — 5 лет. Так что к моменту вступления закона в силу «ездить будет не на чем». Уже сейчас порядка 60% автопарка такси не соответствует требованиям Минпромторга.
В целом в Общественном совете по развитию такси заявили, что требование о локализации авто для такси приведет к тому, что легальных перевозчиков станет меньше — новые авто вряд ли смогут позволить себе самозанятые. Отсюда хуже качество услуг и ниже доступность такси для россиян — ведь цены, скорее всего, серьезно вырастут. По самым пессимистичным оценкам, до 4 раз.