Культурный кодДетали

Ленивые, но креативные: как работодатели «заманивают» зумеров и за что их хвалят и критикуют

Число вакансий для молодых соискателей старше 14 лет резко выросло — на 119% год к году. При этом работодатели жалуются на зумеров: они не хотят ходить в офис, выполняют минимум обязанностей, всегда уходят с работы вовремя, при этом рассчитывают на более высокую зарплату. 

Работа для молодых специалистов и подростков

В первом квартале 2024-го число вакансий для молодых соискателей и подростков (старше 14 лет) выросло на 119% год к году, подсчитали в hh.ru. Тренд на наем молодых и юных специалистов аналитики зафиксировали еще в минувшем году: за 2023-й на платформе hh.ru разместили более 42 тыс. вакансий для кандидатов от 14 лет. В 2022-м этот показатель составлял 14,5 тыс. 

Предложения трудоустройства для начинающих сотрудников, к опыту которых работодатели не выдвигают строгих требований, размещаются практически во всех сферах деятельности. Это могут быть линейные позиции, где легко освоить нужные навыки и приступить к выполнению обязанностей через несколько часов или за один-два дня. Например, продавцы-кассиры, сборщики, комплектовщики, администраторы, операторы колл-центров и другие. Тренд на привлечение молодежи связан и с желанием работодателей самим обучать новые кадры, чтобы они максимально отвечали запросам конкретного бизнеса. 

Дмитрий Пучков
управляющий директор платформы «Авито работа» 

В 2024 году тренд сохранился: за первый квартал компании опубликовали порядка 18 тыс. вакансий категории «14+». Сотрудникам в этом возрасте предлагают зарплату в 51,7 тыс. рублей, годом ранее этот показатель был на уровне 40,5 тыс. рублей.

Плюсы и минусы зумеров: мнение работодателей

Тех, кому сегодня 12–27 лет, по «теории поколений» относят к зумерам.

Что такое «теория поколений»

Теорию в конце 1980-х годов разработали экономист Нил Хоув и писатель Уильям Штраусс. Они выделили такие поколения, как беби-бумеры, поколение X, поколение Y, поколение Z (зумеры) и «Альфа», а также попытались объяснить, что их объединяет и чем они отличаются друг от друга. В академических кругах «теорию поколений» считают «поп-социологией»: ее авторы — публицисты, а не демографы или социологи. Социологи же считают, что границы поколений размыты. Несмотря на это, работа Хоува и Штраусса пользуется популярностью, а работодатели и HR-специалисты часто ориентируются на особенности поколений при найме сотрудников. 


Зумеры начали выходить на рынок труда во время пандемии коронавируса: многие из них с первого дня работы трудятся дистанционно и не ездят в офис на постоянной основе. Поэтому удаленная работа стала для них привычной и предпочтительной.

Американская консалтинговая компания McKinsey характеризует сотрудников-зумеров как тех, кто «всегда хочет работать из дома, легко меняет место работы, не хочет усердно трудиться и «тихо увольняется». Термин «тихое увольнение» (quiet quitting) появился после пандемии: его используют для описания ситуации, когда сотрудник выполняет минимум своих обязанностей, всегда уходит с работы вовремя и не вовлекается в рабочий процесс на максимум. 

Они действительно лучше понимают, когда устали или когда их потребности игнорируются. Баланс личного и профессионального (work-life balance) важен для зумеров, и они быстрее замечают, когда чаша весов склоняется в сторону работы.

Елена Лаврова
практикующий психолог, научный консультант образовательного центра «Психодемия»

Работодатели отмечают, что большинство зумеров не готовы сталкиваться со стрессом, но при этом рассчитывают на более высокую оплату труда на старте карьеры. В 2023 году аналитики онлайн-платформы для соискателей Resumebuilder.com опросили более 1,3 тыс. руководителей американских компаний и выяснили, что 74% из них считают: с зумерами сотрудничать намного тяжелее, чем с «представителями всех других поколений вместе взятых». По словам топ-менеджеров, никто не знает, «как их мотивировать и добиться от них результатов». 

Зумеры часто пасуют, сталкиваясь с трудностями. Если на них повысили голос или что-то случилось, это уже личная трагедия. Когда люди данного поколения приходят на работу, у них очень иллюзорные представления об уровне своих компетенций и соответствующей им зарплате: почему-то зумеры не думают, что опыт и навыки нарабатываются. [При этом] большинство из них прекрасно обучаются.

Ольга Добрынина
психотерапевт, руководитель Центра психотехнологий 

Среди положительных качеств сотрудников поколения Z работодатели называют: 

  • умение быстро работать с информацией и разбираться в цифровых технологиях;
  • способность постоянно генерировать новые идеи и предлагать креативные решения; 
  • адаптивность и готовность к любым изменениям; 
  • многозадачность.  

Как привлечь зумера на работу

Согласно подсчетам Всемирного экономического форума (ВЭФ), к 2025 году представители поколения Z составят 27% всей рабочей силы в мире и окончательно вытеснят с рынка беби-бумеров. На фоне дефицита кадров работодатели уже прислушиваются к требованиям зумеров и меняют систему найма исходя из их запросов. Рекрутинговая компания Get Experts выяснила, что треть российских компаний используют особые методы для адаптации молодых сотрудников: 

  • привлекают наставников; 
  • проводят тимбилдинги;
  • дарят приветственные боксы (коробки с небольшими подарками); 
  • продвигают «культуру ошибок» (метод совместного исправления ошибок, а не наказания за них). 

Кроме того, учитывая запрос молодых работников на комфорт, топ-менеджеры оптимизируют офисы. Например, компания «Тинькофф» (средний возраст в коллективе — 27 лет) для удобства сотрудников спроектировала офисы в Москве в концепции «город в городе» — с клиникой, аптекой и большим фитнес-залом. А «Яндекс» (зумер — каждый четвертый из 26 тыс. сотрудников) летом 2023-го открыл «айтиобщагу»: в ней живут стажеры, приехавшие в Москву из других городов. 

По данным hh.ru, молодые соискатели при выборе места работы в первую очередь обращают внимание на карьерные перспективы и возможности, оплату сверхурочных, возможность удаленки и наличие бесплатных программ обучения и курсов. Стоит учитывать, что представители поколения Z перед собеседованием обязательно изучат сайт и соцсети компании: для них важны публичность и имидж работодателя. 

Фото обложки: Jeroen Jumelet / EPA / TASS