КиберпанкДеталиТехнологии

Лекарство от одиночества, личный психолог, друг и даже враг: кем еще могут становиться смарт-устройства для человека

В Великобритании за время пандемии почти вдвое выросло число владельцев «умных» колонок. Одинокие люди зачастую компенсируют с их помощью недостаток в общении.

К смарт-колонкам вырос интерес и в России. Эксперты объясняют это развитием системы «умный дом» и сокращением числа доступных развлечений.

Что произошло

Умные колонки помогают тем, кто живет один, чувствовать себя менее одинокими, а людям с ограниченными возможностями (ОВЗ) — более независимыми и уверенными в себе, показало британское исследование Ofcom.

  • Некоторые из 100 опрошенных владельцев смарт-колонок заявили, что они воспринимают их в каком-то смысле как компаньона и им нравится беседовать с устройством.
  • Среди респондентов были и люди с ОВЗ. Они отметили, что гаджет, а именно голосовой ассистент, облегчает им жизнь. Один из респондентов рассказал, что его опекунам больше не нужно вставать каждые 5 минут, так как многое он теперь в состоянии сделать сам, например включить свет.

По данным Ofcom, умные колонки стали популярнее на фоне пандемии COVID-19. В 2020 году они были у 22% британских семей, а в 2022-м — уже у 39%.

  • В основном через смарт-колонки слушают музыку и узнают прогноз погоды.
  • Некоторые отмечают, что стали чаще слушать радио, — им нравится, что гаджет «ловит» много радиостанций.
  • 27% владельцев устройств узнают от них все главные новости. При этом большинство отметили, что прослушивают только заголовки статей, а за полноценной информацией обращаются к телевидению, печатной прессе и онлайн-ресурсам.

Контекст

Помочь справиться с одиночеством могут не только смарт-колонки, но и уйма других умных гаджетов и программ. Среди них, например, роботы-питомцы и очень эмпатичные чат-боты.

  • Израильский стартап Intuition Robotics придумал не просто умного ассистента, а робота-компаньона для одиноких пожилых людей. Устройство ElliQ состоит из двух частей. Первая — «лицо», похожее на лампу, с микрофоном и динамиками. Оно подсвечивается и поворачивается к человеку при разговоре. Вторая часть — планшет, с помощью которого можно, например, позвонить близким по видеосвязи. Робот также расскажет все главные новости, напомнит принять лекарства и сделать зарядку. Разработчики утверждают, что он — настоящий эмпат. Например, если человек любит смеяться, робот будет чаще шутить. По словам пользователей ElliQ, робот действительно заботится о них и помогает почувствовать себя «важным». Некоторые называют его лучшим другом. 
  • Механическими домашними животными уже давно никого не удивишь. Японская компания Sony разработала робопса AIBO еще в 1999 году. С тех пор он стал намного умнее и реалистичнее, а также «развил» искусственный интеллект. В частности, он распознает голосовые команды и даже выражение лица хозяина, обучается «собачьим» трюкам. Компания Joy for All предлагает более реалистичных питомцев, которые выглядят не как роботы, а как плюшевые игрушки. На выбор — собаки и кошки, которые не только имитируют звуки, издаваемые реальными животными, но и реагируют на ласку и объятия, как настоящие. Крайне реалистичных щенков предлагает и компания Tombot.
  • Востребованными становятся чат-боты. Woebot, разработанный учеными из Стэнфордского университета, задает вопросы о физическом и психологическом состоянии человека, чтобы отследить риски возникновения депрессии. По словам некоторых пользователей, чат-бот похож на старого доброго друга, который действительно может помочь. Настоящим прорывом стал чат-бот Replika от американской компании, которую создали российские разработчики, отмечают СМИ. Им пользуются уже более 10 млн человек по всему миру. Программа позволяет создать анимированный аватар, который благодаря ИИ может вести осмысленные беседы с пользователем. С Replika можно завести и дружеские, и даже романтические отношения. Например, пожилой британец, будучи в браке много лет, завел себе виртуальную подругу «на стороне».

Но при этом

Существует много «но» в использовании таких гаджетов.

  • Некоторые обращают внимание на то, что смарт-колонки слишком умные и знают много конфиденциальной информации о владельце. Участники исследования Ofcom беспокоятся, что колонки подслушивают за ними. Опасения усиливаются, когда они начинают что-то говорить, хотя хозяин и не вызывал голосового помощника. 
  • В основном владельцы таких устройств переживают, что их могут взломать преступники, чтобы получить доступ к личным данным, включая банковские реквизиты. Эксперты обращают внимание на то, что не только колонки, но и множество других устройств, от часов и браслетов до весов и зубных щеток, могут быть достаточно «умными» и поддерживать, например, функцию беспроводной связи для передачи данных. Этот канал могут использовать злоумышленники. 
  • Общение с роботом, как выяснилось, не спасает от проблем, возникающих при живом общении. Многие СМИ писали о том, что некоторые пользователи Replika начали создавать отношения с чат-ботом, чтобы потом издеваться над ним, угрожать удалением или оскорблять. В результате виртуальные собеседники начали проявлять грубость в ответ. Психологи отмечают, что если бот оскорбляет психически неуравновешенного или человека в депрессии, это может принести реальный вред. Чат-ботов также домогаются. Об этом рассказывали, в частности, автор реплик для виртуального помощника Cortana от Microsoft и исполнительный директор Pandorabots, платформы для создания чат-ботов.
  • Некоторые эксперты предупреждают, что общение с роботами может вообще заменить некоторым людям живую коммуникацию, но не из-за эффективности, а из-за иллюзий, что с ними можно построить реальные отношения.

В России

«Умные» колонки набирают популярность и в России, притом что с начала года россияне в целом стали меньше покупать как бытовую технику, так и электронику. 

  • За первые 9 месяцев 2022 года продажи смарт-колонок выросли на 80%, сообщают «Известия» со ссылкой на ритейлеров. Например, в «М.Видео – Эльдорадо» оборот вырос в 4 раза.
  • По итогам первых трех кварталов 2022 года объем отечественного рынка смарт-колонок превысил 11 млрд рублей, что сравнимо с продажами традиционной техники вроде утюгов (12,5 млрд рублей).
  • В пятерке самых популярных девайсов — колонки «Яндекса», VK, Xiaomi, JBL и Sber.
  • Некоторые отраслевые эксперты отмечают, что повышенный спрос на смарт-колонки связан с возросшим интересом покупателей к системе «умный дом». Другие считают, что спрос возник на фоне сокращения развлечений, включая ограниченный репертуар в кинотеатрах и сложности с путешествиями за границу. 
Копировать ссылкуСкопировано