Что произошло:
главы Boeing и Airbus попросили отложить запуск сетей 5G в С-диапазоне из-за возможного воздействия на авиационную электронику.
История вопроса:
современные самолеты хорошо защищены от внешних помех, но смартфоны все же могут повлиять на работу электроники.
Контекст:
по прогнозам экспертов, к 2027 году 5G охватит три четверти населения мира.
Тенденция:
несмотря на отсутствие научных доказательств, люди по всему миру продолжают верить в опасность 5G для организма.
Что произошло
Главы Boeing и Airbus обратились к властям США с просьбой отложить начало использования мобильной связи 5G в С-диапазоне. В авиастроительных компаниях утверждают, что это может нарушить работу авиационной электроники и поставить под угрозу безопасность полетов.
- В письме, направленном министру транспорта США, приводятся результаты исследования, проведенного коммерческой группой Airlines for America. В нем утверждается, что если бы Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) еще в 2018 году разрешило использовать стандарт 5G в этом диапазоне, то на сегодняшний день было бы задержано, перенаправлено или вовсе отменено около 335 тыс. пассажирских и 5400 грузовых рейсов.
- Ранее директор авиакомпании United Airlines Скотт Кирби заявил, что директивы FAA по поводу 5G исключают возможность использования
C-диапазона , который начнет работать в США с 5 января 2022 года.
История вопроса
Впервые о выключении портативных устройств на борту заговорили еще в 1990 годы. Например, Boeing получила несколько жалоб от экипажей о помехах в работе автопилота, создаваемых компьютерами и другой техникой. При этом в ходе исследований сотрудникам компании не удалось воспроизвести эти аномалии.
- Раньше навигационное оборудование было хуже защищено от помех, потому что почти вся техника работала на одних частотах. Сейчас существует строгое деление, что сводит риски к минимуму.
- Пилоты утверждают, что телефоны все же могут негативно повлиять на связь во время взлета и посадки. В частности, на приборах появляются электромагнитные помехи, если большинство пассажиров пользуются смартфонами не в авиарежиме.
- Несмотря на минимальную опасность, авиакомпании все же сохранили требование отключать мобильные телефоны или блокировать передачу сигналов с антенн устройства.
Современные пассажирские самолеты в значительной степени зависят от электронных систем связи и навигации, которые работают на основе передачи электромагнитной энергии и, следовательно, могут быть подвержены электромагнитным помехам.
Британское управление гражданской авиации (CAA)
- Попытка использовать смартфон в самолете может создать неудобства и для самих владельцев устройств. На большой высоте гаджет не сможет подключиться к вышкам сотовой связи на земле и будет постоянно искать сигнал, поэтому быстро разрядится.
Контекст
По мнению экспертов Ericsson, 5G станет самой быстроразвивающейся технологией в истории мобильной связи: к концу 2021 года в зоне действия сетей 5G будут жить примерно 2 млрд человек, а к 2027 году — три четверти населения мира.
- Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers, к 2030 году вклад технологий 5G в мировой ВВП составит €1,3 трлн. Таких показателей, как ожидается, удастся достичь благодаря появлению новых приложений для сферы здравоохранения, ЖКХ, промышленного производства.
- Сегодня самый высокий спрос на технологии 5G наблюдается в Северо-Восточной Азии, в частности в Китае. Это обусловлено в том числе политикой регулятора, а также наличием в продаже доступных моделей смартфонов с поддержкой 5G.
- По мнению экспертов, в ближайшие годы лидерство могут перехватить США. Согласно прогнозам, к 2026 году показатель охвата там составит 80%.
- Развитие технологии 5G осложнено частотными вопросами. Наибольший эффект от использования сетей пятого поколения будет достигнут при использовании автономного 5G (5G SA), которому необходимы частоты миллиметрового диапазона, а также частоты низкого и среднего диапазонов. Их высвобождение требует времени.
Тенденция
Появление сетей 5G продолжает вызывать опасения у людей по всему миру. Существуют несколько распространенных теорий о вреде 5G. Научных подтверждений ни одна из них не получила.
- 5G, предположительно, вызывает рак. ВОЗ вместе с Международным агентством по изучению рака (IARC) классифицировала все радиочастотное излучение, в том числе мобильные сигналы, как «возможно канцерогенное». К этой же категории относятся, например, маринованные овощи и тальк. Диапазон радиоволн, используемый сотовыми компаниями, попадает в спектр неионизирующего излучения. Это значит, что ему не хватает энергии, чтобы расщепить ДНК и вызвать повреждение клеток.
- Согласно одному из самых популярных мифов, технология 5G способствует распространению коронавируса. В частности, в 2020 году в Сети активно тиражировались сообщения, что людей специально облучают, чтобы затем «чипировать» под видом вакцинации.
Заявления о том, что 5G снижает иммунную защиту, просто не выдерживают критики. Состояние вашей иммунной системы может зависеть от разных вещей, например усталости или неправильной диеты. Эти колебания незначительны, но могут сделать вас более восприимчивыми к заражению вирусами.
Саймон Кларк, доцент кафедры клеточной микробиологии в Университете Рединга
- 5G якобы уничтожает насекомых. Согласно теории, опасное излучение повышает температуру тела насекомых, в том числе пчел, и это становится фатальным для них. На самом деле часть спектра 5G, разрешенная в соответствии с международными стандартами, относится к микроволновому диапазону, который действительно может оказывать тепловое воздействие на живые организмы, однако оно столь незначительно, что не может нанести вред.
Несмотря на отсутствие научных доказательств опасности 5G, операторы сталкиваются с противодействием общественности при установке вышек. В частности, в России и Великобритании были зафиксированы случаи поджогов антенн.