КиберпанкДеталиТехнологии

Крупнейшие авиапроизводители переходят на электросамолеты не только для снижения выбросов. К 2030-му рынок достигнет $30,8 млрд

Rolls-Royce Group заявила, что через 3–5 лет выпустит полностью электрический самолет, который сможет перевозить 6–8 пассажиров на расстояние около 148 км.

Ожидается, что полностью электрифицированные самолеты, перевозящие 100–150 пассажиров, выйдут на линии к 2035–2040 годам.

Что произошло

Британская Rolls-Royce Group намерена выпустить полностью электрический самолет через 3–5 лет.

Почему это важно

Переход на электроавиацию сокращает не только выбросы CO2, но и расходы на топливо и эксплуатацию.

Контекст

Объем мирового рынка электросамолетов в 2021 году составил $8,5 млрд. К 2030-му, по прогнозам экспертов, он достигнет $30,8 млрд. 

В России

Появление пассажирских электросамолетов в России ожидается к 2030 году. На МАКС-2021 уже было представлено несколько разработок.

Что произошло

Британская компания Rolls-Royce Group, производящая помимо премиальных авто еще и двигатели для Airbus и Boeing, собирается выпустить полностью электрический самолет через 3–5 лет.

  • В аппарате будет использована собственная аккумуляторная батарея Rolls-Royce мощностью около 600 киловатт-часов.
  • В компании заявили, что сначала планируется перевозить 6–8 человек на расстояние около 148 км, а в 2030-х годах самолет сможет преодолеть до 400 км.
  • По словам главы электрического подразделения RR Роба Уотсона, передвижение на экологическом воздушном транспорте, вмещающем от 8 до 18 человек, станет реальностью в течение 3–5 лет.

Почему это важно

Экология

Современные самолеты и углекислый газ, который они производят, не вписываются в стратегию по достижению углеродной нейтральности для борьбы с глобальным потеплением.

  • По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), на долю коммерческой авиации приходится около 2–3% выбросов CO2. Например, за время перелета из Лондона в Эдинбург образуется больше CO2, чем производит за год житель Сомали или Уганды.
  • Как объясняют в Rolls-Royce Group, батареи для электросамолетов не смогут обеспечить путешествия с сотнями людей на тысячи километров, поэтому их разработка — лишь один из вариантов развития отрасли. Для экологичных полетов разрабатывается также устойчивое авиационное топливо (SAF) двух видов. 
  • Биотопливо можно сделать из растений, древесины, отходов или животного жира. Синтетическое топливо производится путем объединения углерода с «зеленым» водородом (в процессе сгорания вырабатывается не CО2, а пар).

Сокращение расходов

Переход на электросамолеты не только снизит выбросы, но и сократит расходы на топливо. Например, в США в 2020 году протестировали электросамолет компаний MagniX и AeroTEC Cessna 208B, который может перевозить 4–5 пассажиров на расстояние до 160 км. 30-минутный полет обошелся в $6 за электроэнергию вместо $300–400 за обычное топливо. Эксплуатация также выйдет дешевле — у электрических моторов меньше движущихся и соприкасающихся частей, чем у двигателей внутреннего сгорания, а значит, износ будет меньше, отмечают разработчики.

Снижение количества шума

Электросамолеты гораздо тише обычных летательных аппаратов. Например, вертолет на высоте около 500 метров создает звук в 60 дБ (сравнимо с проезжающим мимо мотоциклом), а аппарат Heaviside, разработанный компанией из США Kitty Hawk, на той же высоте создает звук в 38 дБ (сопоставимо с громкостью разговора). Переход на электроавиацию позволит, например, строить аэропорты ближе к черте города.

Контекст

Мировой рынок электросамолетов eVTOL в 2021 году, по расчетам аналитиков, составил $8,5 млрд.

  • К 2030-му, по прогнозам экспертов, рынок достигнет $30,8 млрд. Он растет в том числе благодаря спросу на скоростные виды транспорта и из-за увеличения загруженности дорог в городах.
  • Ведущие производители eVTOL сосредоточены в США, Канаде, Великобритании, Германии, Словении, Китае, Японии и Тайване.
  • Словенская компания Pipistrel в 2020-м разработала двухместный электросамолет Velis Electro. Это единственный электросамолет в своем роде, имеющий сертификат Европейского агентства авиационной безопасности (EASA). Аппарат развивает скорость до 181 км/ч и может находиться в воздухе до 50 мин.
  • Калифорнийский стартап Joby Aviation, чей прототип VTOL без подзарядки преодолел 240 км, в 2022 году первым подаст заявку в Федеральное управление гражданской авиации США (FАА) на получение сертификата авиаперевозчика. Аппарат способен лететь со скоростью почти 330 км/ч.
  • Крупнейший авиапроизводитель в ЕС Airbus разработал три концепта пассажирских самолетов с двигателем на водороде под общим названием ZEROe («нулевые выбросы»). Один из них вмещает 200 пассажиров, а дальность полета, как ожидается, составит около 3,8 тыс. км. Ввод в эксплуатацию планируется к 2035 году.
  • Ожидается, что полностью электрифицированные самолеты малой дальности, перевозящие 100–150 пассажиров, будут введены в эксплуатацию к 2035–2040 годам.

В России

Пассажирские самолеты с электродвигателями могут появиться в России к 2030 году, заявил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

  • В феврале 2021-го начались испытания летающей лаборатории Як-40 с электродвигателем. В разработке участвовали «Ростех» и Фонд перспективных исследований. Самолет, оснащенный гибридной силовой установкой на основе газотурбинного двигателя и электродвигателя, совершил свой первый полет на авиасалоне МАКС.
  • Также на МАКС Центральный институт авиационного моторостроения им. Баранова (ЦИАМ) представил первый полностью электрический пилотируемый российский самолет «Сигма-4». Он может развивать максимальную скорость до 100 км/ч, дальность полетов — 100 км.
Фото: Денисов Антон / ТАСС
Копировать ссылкуСкопировано