Что произошло
Британская Rolls-Royce Group намерена выпустить полностью электрический самолет через 3–5 лет.
Почему это важно
Переход на электроавиацию сокращает не только выбросы CO2, но и расходы на топливо и эксплуатацию.
Контекст
Объем мирового рынка электросамолетов в 2021 году составил $8,5 млрд. К 2030-му, по прогнозам экспертов, он достигнет $30,8 млрд.
В России
Появление пассажирских электросамолетов в России ожидается к 2030 году. На МАКС-2021 уже было представлено несколько разработок.
Что произошло
Британская компания Rolls-Royce Group, производящая помимо премиальных авто еще и двигатели для Airbus и Boeing, собирается выпустить полностью электрический самолет через 3–5 лет.
- В аппарате будет использована собственная аккумуляторная батарея Rolls-Royce мощностью около 600 киловатт-часов.
- В компании заявили, что сначала планируется перевозить 6–8 человек на расстояние около 148 км, а в 2030-х годах самолет сможет преодолеть до 400 км.
- По словам главы электрического подразделения RR Роба Уотсона, передвижение на экологическом воздушном транспорте, вмещающем от 8 до 18 человек, станет реальностью в течение 3–5 лет.
Почему это важно
Экология
Современные самолеты и углекислый газ, который они производят, не вписываются в стратегию по достижению углеродной нейтральности для борьбы с глобальным потеплением.
- По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), на долю коммерческой авиации приходится около 2–3% выбросов CO2. Например, за время перелета из Лондона в Эдинбург образуется больше CO2, чем производит за год житель Сомали или Уганды.
- Как объясняют в Rolls-Royce Group, батареи для электросамолетов не смогут обеспечить путешествия с сотнями людей на тысячи километров, поэтому их разработка — лишь один из вариантов развития отрасли. Для экологичных полетов разрабатывается также устойчивое авиационное топливо (SAF) двух видов.
- Биотопливо можно сделать из растений, древесины, отходов или животного жира. Синтетическое топливо производится путем объединения углерода с «зеленым» водородом (в процессе сгорания вырабатывается не CО2, а пар).
Сокращение расходов
Переход на электросамолеты не только снизит выбросы, но и сократит расходы на топливо. Например, в США в 2020 году протестировали электросамолет компаний MagniX и AeroTEC Cessna 208B, который может перевозить 4–5 пассажиров на расстояние до 160 км. 30-минутный полет обошелся в $6 за электроэнергию вместо $300–400 за обычное топливо. Эксплуатация также выйдет дешевле — у электрических моторов меньше движущихся и соприкасающихся частей, чем у двигателей внутреннего сгорания, а значит, износ будет меньше, отмечают разработчики.
Снижение количества шума
Электросамолеты гораздо тише обычных летательных аппаратов. Например, вертолет на высоте около 500 метров создает звук в 60 дБ (сравнимо с проезжающим мимо мотоциклом), а аппарат Heaviside, разработанный компанией из США Kitty Hawk, на той же высоте создает звук в 38 дБ (сопоставимо с громкостью разговора). Переход на электроавиацию позволит, например, строить аэропорты ближе к черте города.
Контекст
Мировой рынок электросамолетов
- К 2030-му, по прогнозам экспертов, рынок достигнет $30,8 млрд. Он растет в том числе благодаря спросу на скоростные виды транспорта и из-за увеличения загруженности дорог в городах.
- Ведущие производители eVTOL сосредоточены в США, Канаде, Великобритании, Германии, Словении, Китае, Японии и Тайване.
- Словенская компания Pipistrel в 2020-м разработала двухместный электросамолет Velis Electro. Это единственный электросамолет в своем роде, имеющий сертификат Европейского агентства авиационной безопасности (EASA). Аппарат развивает скорость до 181 км/ч и может находиться в воздухе до 50 мин.
- Калифорнийский стартап Joby Aviation, чей прототип VTOL без подзарядки преодолел 240 км, в 2022 году первым подаст заявку в Федеральное управление гражданской авиации США (FАА) на получение сертификата авиаперевозчика. Аппарат способен лететь со скоростью почти 330 км/ч.
- Крупнейший авиапроизводитель в ЕС Airbus разработал три концепта пассажирских самолетов с двигателем на водороде под общим названием ZEROe («нулевые выбросы»). Один из них вмещает 200 пассажиров, а дальность полета, как ожидается, составит около 3,8 тыс. км. Ввод в эксплуатацию планируется к 2035 году.
- Ожидается, что полностью электрифицированные самолеты малой дальности, перевозящие 100–150 пассажиров, будут введены в эксплуатацию к 2035–2040 годам.
В России
Пассажирские самолеты с электродвигателями могут появиться в России к 2030 году, заявил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
- В феврале 2021-го начались испытания летающей лаборатории Як-40 с электродвигателем. В разработке участвовали «Ростех» и Фонд перспективных исследований. Самолет, оснащенный гибридной силовой установкой на основе газотурбинного двигателя и электродвигателя, совершил свой первый полет на авиасалоне МАКС.
- Также на МАКС Центральный институт авиационного моторостроения им. Баранова (ЦИАМ) представил первый полностью электрический пилотируемый российский самолет «Сигма-4». Он может развивать максимальную скорость до 100 км/ч, дальность полетов — 100 км.
