Конец эпохи: как Франция потеряла влияние в Африке и кто придет ей на смену

Со времен деколонизации в 1960-х Франция сохраняла сильное влияние в своих бывших африканских колониях, выстроив сложную систему неформальных политических, экономических и военных отношений. Однако с 1990-х ее присутствие в Африке стало заметно снижаться, а за период президентства Эммануэля Макрона отношения между сторонами полностью трансформировались. Новые игроки на Африканском континенте — в первую очередь Россия и Китай — уже меняют правила игры.

Как Франция сохраняла влияние на свои бывшие колонии в Африке

С 1960-х годов почти два десятка колоний Франции в Африке получили независимость, но по факту они еще на десятилетия остались в зоне французского влияния. Оно включало плотное военное, экономическое и культурное взаимодействие, в дальнейшем подкрепленное заключением двусторонних соглашений с африканскими странами. Когда подобные соглашения были подписаны и с частью бывших бельгийских и португальских колоний, то весь этот «подконтрольный» регион получил название Франсафрика

Бывшие колонии Франции и другие страны, получившие независимость в 1960 году
Бывшие колонии Франции и другие страны, получившие независимость в 1960 году
Фото: Infobase Publishing

Новая сложная сеть политических, экономических и военных отношений была разработана для сохранения доступа Франции к стратегическим ресурсам ее бывших африканских колоний с целью сохранить статус мировой державы. Система долгое время функционировала за счет следующих условий.

  • Сформированная группа советников президента Франции, которые принимали решения по вопросам африканской политики в тесном сотрудничестве с бизнес-сетями и разведывательными службами.
  • Создание зоны франка КФА — валютный союз привязал валюты большинства франкоязычных стран Африки к французскому франку (позднее — к евро).
  • Заключение двусторонних соглашений об обороне, которые позволяли Франции содержать военные базы и вмешиваться в африканские конфликты.
  • Плотное экономическое сотрудничество, которое облегчало доступ французским корпорациям к африканским рынкам и ресурсам.
Сфера влияния Франции в Западной Африке в ноябре 2023 года (синие границы) зона франка КФА (фиолетовые), сфера влияния России (красные)
Сфера влияния Франции в Западной Африке в ноябре 2023 года (синие границы), зона франка КФА (фиолетовые), сфера влияния России (красные)
Фото: Abdurrahman AbdulMoneim / Wikipedia

В большинстве стран – бывших колоний установились дружественные Франции политические режимы. В ближний круг входили Кот-д’Ивуар, Габон, Сенегал, Камерун, Того. Менее тесные экономические и культурные отношения сложились с такими географически и ресурсно важными странами, как Нигер, Чад, Мали, Центральноафриканская Республика (ЦАР). Особые отношения удалось сформировать с Алжиром и Тунисом.

Как сокращалось французское военное присутствие в Африке 

После окончания холодной войны Франция сохраняла значительное военное присутствие в Африке и проводила различные военные операции. Наиболее масштабной из них стала операция «Бархан» в 2014 году, когда в регионе Сахеля было задействовано до 5,5 тыс. французских военнослужащих. На фоне развернувшейся активной борьбы с терроризмом, в частности с джихадистскими группировками, французский военный контингент резко увеличился. Его военное присутствие в Африке, по некоторым оценкам зарубежных СМИ, достигло пика к 2015 году — около 10,5 тыс. военнослужащих. 

Крупнейший французский военный контингент в Африке, насчитывающий около 1,5 тыс. военнослужащих, расположен в Джибути, крошечном государстве на Африканском Роге, и служит стратегической базой на Красном море. До сих пор эта военная база остается под контролем Франции. Так, базы в Чаде насчитывали около 1 тыс. французских военнослужащих, в Кот-д'Ивуаре — 600 военнослужащих на базе Порт-Буэ, в Габоне — 450 военнослужащих в лагере Шарля де Голля в Либревиле, в Сенегале — около 400 военнослужащих обеспечивали региональную военную подготовку.

С 2020 года присутствие французских солдат на территории африканских стран стало резко сокращаться по многим причинам.

Большинство африканских стран требовали от французов покинуть их территории после военных переворотов и смены политических режимов. Акцент новых правительств зачастую делался на критике неэффективной борьбы Франции с терроризмом в регионе, поскольку безопасность граждан так и не была обеспечена — изначально именно по этой причине Франции «разрешали» военное присутствие в бывших колониях. К лету 2025 года Франция передала последние военные базы в Мали, Буркина-Фасо, Нигере, Кот-д'Ивуаре, Сенегале и др., завершив свое военное присутствие в Западной Африке. 

Всего французское военное присутствие в Африке сократилось с 10 тыс. военнослужащих в 2020 году почти до 2 тыс. в 2025 году. Такое резкое сокращение представляет собой один из самых значительных геополитических сдвигов в постколониальной Африке.

Почему Франция утратила лидерские позиции в Африке 

Вопросы безопасности стали не единственным фактором растущего недовольства африканцев французами. Прокатившаяся за последние 5 лет волна военных переворотов и народных простестов отразила значительный рост недовольства продолжающимся доминированием Франции в африканских делах. Ряд стран Западной Африки даже покинули международные и профранцузские международные организации: с начала 2024 года Мали, Буркина-Фасо и Нигер официально вышли из ЭКОВАС, а весной текущего года — из Международной организации Франкофонии (МОФ).

Народные протесты последних лет выявили сильную радикализацию настроений среди африканцев, которая выражалась в ярких антифранцузских акциях (протестующие жгли французские флаги и несли гробы, окрашенные в цвета французского триколора), в обвинениях в эксплуатации африканских ресурсов без достойной компенсации местному населению (особенно в области добычи природных ресурсов, например урана в Нигерии), а также в призывах к обретению подлинной независимости от французского политического и экономического контроля, что включало изменение денежно-кредитной политики.

За последние годы требования репараций за преступления и нарушения времен колониализма заметно чаще стали звучать со стороны африканских стран, однако Франция пока признает лишь моральную, но не юридическую ответственность.

Стоит отметить, что еще в 2017 году президент Франции Эммануэль Макрон в своей знаменательной речи в Университете Уагадугу в Буркина-Фасо дал понять, что его правительство понимает необходимость изменения африканской политики. Тогда он намеревался коренным образом изменить тенденцию снижающегося влияния Франции через «мягкую силу» и заверял в нежелании «указывать африканским странам, как им жить». 

Президент Франции Эммануэль Макрон выступает с речью в Университете Уагадугу, 2017 год
Президент Франции Эммануэль Макрон выступает с речью в Университете Уагадугу, 2017 год
Фото: elysee.fr

Однако, несмотря на все обещания Макрона, французское военное вмешательство на территории региона Сахель фактически усилилось во время его президентства, доверие было подорвано еще сильнее, и в итоге за время его правления произошел самый резкий спад французского влияния в Африке со времен деколонизации.

К 2023 году Макрон был вынужден признать провал своей политики, заявив, что «эпоха французского вмешательства в дела Африки давно закончилась».

Он объявил о «заметном сокращении» французского военного присутствия и переходе к обучению и оснащению союзных сил вместо прямого вмешательства.

Такой резкий спад присутствия Франции в регионе, с одной стороны, говорит о символическом завершении колониальной эпохи. Но, с другой стороны, сложившаяся ситуация отвечает текущим прагматичным интересам Франции, которая в условиях бюджетных дефицитов и растущего госдолга больше не считает целесообразным нести лишние расходы на Африку.

Добавляют актуальности решению и изменившиеся геополитические условия. Все чаще Макрон смещал фокус энергетического сотрудничества на Центральную Азию и Средиземноморье, где у Франции гораздо меньше имиджевых проблем. Например, в ноябре 2023 года французский президент посетил Казахстан и Узбекистан, где встречи, в частности, были посвящены поставкам урана.

Частые смены политических режимов в Африке на менее дружественные, растущие требования к обеспечению безопасности, нестабильность экономических договоренностей и общий рост негатива к французам привели к трансформации их отношений.

По мнению главного редактора ИА «Африканская инициатива» Артема Куреева, Франция не смогла сохранить контроль над рынками африканских государств, ее экономика не позволяла насытить их товарами в условиях свободной конкуренции. США, СССР, позднее  Китай и даже Бразилия  быстро отняли у французов рынок сбыта. Сохранение колониальной модели в области эксплуатации ресурсов также стало невозможным. Франция не вкладывалась в инфраструктуру, новые рабочие места.

В итоге, французская колониальная империя подходит к своему закату. Впрочем, многие страны по-прежнему ориентируются на Париж, франк КФА существует от Сенегала до ЦАР, французскому бизнесу принадлежит много активов. И говорить о том, что Париж уже проиграл «битву за Африку» пока слишком оптимистично.

Артем Куреевглавный редактор ИА «Африканская инициатива»

Тем не менее, сегодня прямое вмешательство уступает место более гибким формам взаимодействия, но теперь оно сопровождается борьбой за влияние с новыми конкурентами на континенте.

Новые перспективные партнеры Африки

Отступление Франции создало возможности для других государств расширить свое влияние в Африке, а для африканских государств — открыть новые возможности для суверенного развития. Вывод французских войск создал вакуум безопасности в регионе Сахеля, что увеличило уровень насилия, число жертв среди населения и расширение присутствия джихадистских группировок. В связи с этим главными остались вопросы обеспечения безопасности, а затем — экономические интересы. Среди главных бенефициаров нового положения: 

Россия

Растущее влияние России в основном было связано с деятельностью группы «Вагнер» и «Африканского корпуса» — российские военизированные формирования заменили французские войска (в ЦАР, Мали, Буркина-Фасо) и предложили альтернативную модель безопасности — без демократических условий, апеллируя напрямую к военным правительствам.

Современные российско-африканские отношения характеризуются поиском новых вариантов взаимодействия. Например, в 2024 году товарооборот между Россией и странами Африки достиг рекордных $24,5 млрд, российское зерно лидирует на африканских рынках, Африка значительно наращивает темпы расчетов в рублях, а российские банки постепенно заходят в африканские страны. Активное взаимодействие последние несколько лет идет по линии совместных культурно-образовательных проектов.

Китай

Влияние Китая распространяется на континенте преимущественно в экономической сфере: в рамках инициативы «Один пояс – один путь» Китай вложил значительные средства в инфраструктуру Африки, став крупнейшим торговым партнером континента. В 2024 году объем торговли между Китаем и Африкой достиг рекордного уровня $295 млрд, увеличившись на 6,1% по сравнению с 2023 годом.

После пандемии COVID-19 в 2020 году и роста объема долга стран Африки Китай пересмотрел свою экономическую модель в регионе и начал сворачивать программу кредитования в пользу государственно-частного партнерства. Кроме того, с 2013 по 2023 год доля инвестиций в добывающую промышленность и сельское хозяйство выросла с 10% до 40%, в то время как объем вложений в более рискованные энергетические и инфраструктурные проекты постепенно снижался. Китайские компании контролируют значительную часть минеральных богатств Африки, включая 72% месторождений кобальта и меди в Демократической Республике Конго (ДРК).

Среди плюсов для африканских государств сотрудничества с Китаем — альтернативная модель развития с кредитами и инвестициями, но без политических условий.

Турция

Страна взаимодействует с отдельными странами Африки по нескольким направлениям — это военное сотрудничество с несколькими странами Сахеля, укрепление религиозных и культурных связей с мусульманской Африкой, расширение присутствия турецких компаний в различных экономических секторах.

В конфликте стран Африканского Рога Турция заняла позицию Сомали. Оказанная Турцией военная помощь, включая поставки тяжелых бронетранспортеров, беспилотников, надводных типов вооружения, резко изменила баланс сил в пользу Сомали. В итоге зависимое государство в марте 2024 года подписало соглашение, согласно которому Турция получила доступ к его нефтяным ресурсам. Кроме того, в конце прошлого года стало известно о том, что на территории Сомали также появятся турецкий космодром и полигон для испытания баллистических ракет, что говорит об амбициях страны на континенте.

Иран

Экспорт Ирана в Африку весной 2025 года вырос на 85%. Из-за жестких санкций со стороны США и ЕС Африка дает Ирану возможность торговать в обход западной системы и контролировать стратегические логистические узлы (побережье Восточной Африки, выходы в Суэцкий канал).

При этом Иран готов инвестировать в африканскую инфраструктуру (проекты по строительству нефтеперерабатывающих заводов в Южной Африке), передавать беспилотники, разведданные и дешевое оборудование (Судан, Эфиопия, Мали, Буркина-Фасо, Нигер). 

Фото обложки: Lafargue Raphael / ABACA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано