Как Франция сохраняла влияние на свои бывшие колонии в Африке
С 1960-х годов почти два десятка колоний Франции в Африке получили независимость, но по факту они еще на десятилетия остались в зоне французского влияния. Оно включало плотное военное, экономическое и культурное взаимодействие, в дальнейшем подкрепленное заключением двусторонних соглашений с африканскими странами. Когда подобные соглашения были подписаны и с частью бывших бельгийских и португальских колоний, то весь этот «подконтрольный» регион получил название Франсафрика.

Фото: Infobase Publishing
Новая сложная сеть политических, экономических и военных отношений была разработана для сохранения доступа Франции к стратегическим ресурсам ее бывших африканских колоний с целью сохранить статус мировой державы. Система долгое время функционировала за счет следующих условий.
- Сформированная группа советников президента Франции, которые принимали решения по вопросам африканской политики в тесном сотрудничестве с бизнес-сетями и разведывательными службами.
- Создание зоны франка КФА — валютный союз привязал валюты большинства франкоязычных стран Африки к французскому франку (позднее — к евро).
- Заключение двусторонних соглашений об обороне, которые позволяли Франции содержать военные базы и вмешиваться в африканские конфликты.
- Плотное экономическое сотрудничество, которое облегчало доступ французским корпорациям к африканским рынкам и ресурсам.

Фото: Abdurrahman AbdulMoneim / Wikipedia
В большинстве стран – бывших колоний установились дружественные Франции политические режимы. В ближний круг входили Кот-д’Ивуар, Габон, Сенегал, Камерун, Того. Менее тесные экономические и культурные отношения сложились с такими географически и ресурсно важными странами, как Нигер, Чад, Мали, Центральноафриканская Республика (ЦАР). Особые отношения удалось сформировать с Алжиром и Тунисом.
Как сокращалось французское военное присутствие в Африке
После окончания холодной войны Франция сохраняла значительное военное присутствие в Африке и проводила различные военные операции. Наиболее масштабной из них стала операция «Бархан» в 2014 году, когда в
Крупнейший французский военный контингент в Африке, насчитывающий около 1,5 тыс. военнослужащих, расположен в Джибути, крошечном государстве на Африканском Роге, и служит стратегической базой на Красном море. До сих пор эта военная база остается под контролем Франции. Так, базы в Чаде насчитывали около 1 тыс. французских военнослужащих, в Кот-д'Ивуаре — 600 военнослужащих на базе Порт-Буэ, в Габоне — 450 военнослужащих в лагере Шарля де Голля в Либревиле, в Сенегале — около 400 военнослужащих обеспечивали региональную военную подготовку.
С 2020 года присутствие французских солдат на территории африканских стран стало резко сокращаться по многим причинам.
Большинство африканских стран требовали от французов покинуть их территории после военных переворотов и смены политических режимов. Акцент новых правительств зачастую делался на критике неэффективной борьбы Франции с терроризмом в регионе, поскольку безопасность граждан так и не была обеспечена — изначально именно по этой причине Франции «разрешали» военное присутствие в бывших колониях. К лету 2025 года Франция передала последние военные базы в Мали, Буркина-Фасо, Нигере, Кот-д'Ивуаре, Сенегале и др., завершив свое военное присутствие в Западной Африке.
Всего французское военное присутствие в Африке сократилось с 10 тыс. военнослужащих в 2020 году почти до 2 тыс. в 2025 году. Такое резкое сокращение представляет собой один из самых значительных геополитических сдвигов в постколониальной Африке.
Почему Франция утратила лидерские позиции в Африке
Вопросы безопасности стали не единственным фактором растущего недовольства африканцев французами. Прокатившаяся за последние 5 лет волна военных переворотов и народных простестов отразила значительный рост недовольства продолжающимся доминированием Франции в африканских делах. Ряд стран Западной Африки даже покинули международные и профранцузские международные организации: с начала 2024 года Мали, Буркина-Фасо и Нигер официально вышли из ЭКОВАС, а весной текущего года — из Международной организации Франкофонии (МОФ).
Народные протесты последних лет выявили сильную радикализацию настроений среди африканцев, которая выражалась в ярких антифранцузских акциях (протестующие жгли французские флаги и несли гробы, окрашенные в цвета французского триколора), в обвинениях в эксплуатации африканских ресурсов без достойной компенсации местному населению (особенно в области добычи природных ресурсов, например урана в Нигерии), а также в призывах к обретению подлинной независимости от французского политического и экономического контроля, что включало изменение денежно-кредитной политики.
За последние годы требования репараций за преступления и нарушения времен колониализма заметно чаще стали звучать со стороны африканских стран, однако Франция пока признает лишь моральную, но не юридическую ответственность.
Стоит отметить, что еще в 2017 году президент Франции Эммануэль Макрон в своей знаменательной речи в Университете Уагадугу в Буркина-Фасо дал понять, что его правительство понимает необходимость изменения африканской политики. Тогда он намеревался коренным образом изменить тенденцию снижающегося влияния Франции через «мягкую силу» и заверял в нежелании «указывать африканским странам, как им жить».

Фото: elysee.fr
Однако, несмотря на все обещания Макрона, французское военное вмешательство на территории региона Сахель фактически усилилось во время его президентства, доверие было подорвано еще сильнее, и в итоге за время его правления произошел самый резкий спад французского влияния в Африке со времен деколонизации.
К 2023 году Макрон был вынужден признать провал своей политики, заявив, что «эпоха французского вмешательства в дела Африки давно закончилась».
Он объявил о «заметном сокращении» французского военного присутствия и переходе к обучению и оснащению союзных сил вместо прямого вмешательства.
Такой резкий спад присутствия Франции в регионе, с одной стороны, говорит о символическом завершении колониальной эпохи. Но, с другой стороны, сложившаяся ситуация отвечает текущим прагматичным интересам Франции, которая в условиях бюджетных дефицитов и растущего госдолга больше не считает целесообразным нести лишние расходы на Африку.
Добавляют актуальности решению и изменившиеся геополитические условия. Все чаще Макрон смещал фокус энергетического сотрудничества на Центральную Азию и Средиземноморье, где у Франции гораздо меньше имиджевых проблем. Например, в ноябре 2023 года французский президент посетил Казахстан и Узбекистан, где встречи, в частности, были посвящены поставкам урана.
Частые смены политических режимов в Африке на менее дружественные, растущие требования к обеспечению безопасности, нестабильность экономических договоренностей и общий рост негатива к французам привели к трансформации их отношений.
Сегодня прямое военное вмешательство уступает место более гибким формам взаимодействия, но теперь оно сопровождается борьбой за влияние с новыми конкурентами на континенте.
Новые перспективные партнеры Африки
Отступление Франции создало возможности для других государств расширить свое влияние в Африке, а для африканских государств — открыть новые возможности для суверенного развития. Вывод французских войск создал вакуум безопасности в регионе Сахеля, что увеличило уровень насилия, число жертв среди населения и расширение присутствия джихадистских группировок. В связи с этим главными остались вопросы обеспечения безопасности, а затем — экономические интересы. Среди главных бенефициаров нового положения:
Россия
Растущее влияние России в основном было связано с деятельностью группы «Вагнер» и «Африканского корпуса» — российские военизированные формирования заменили французские войска (в ЦАР, Мали, Буркина-Фасо) и предложили альтернативную модель безопасности — без демократических условий, апеллируя напрямую к военным правительствам.
Современные российско-африканские отношения характеризуются поиском новых вариантов взаимодействия. Например, в 2024 году товарооборот между Россией и странами Африки достиг рекордных $24,5 млрд, российское зерно лидирует на африканских рынках, Африка значительно наращивает темпы расчетов в рублях, а российские банки постепенно заходят в африканские страны. Активное взаимодействие последние несколько лет идет по линии совместных культурно-образовательных проектов.
Китай
Влияние Китая распространяется на континенте преимущественно в экономической сфере: в рамках инициативы «Один пояс – один путь» Китай вложил значительные средства в инфраструктуру Африки, став крупнейшим торговым партнером континента. В 2024 году объем торговли между Китаем и Африкой достиг рекордного уровня $295 млрд, увеличившись на 6,1% по сравнению с 2023 годом.
После пандемии COVID-19 в 2020 году и роста объема долга стран Африки Китай пересмотрел свою экономическую модель в регионе и начал сворачивать программу кредитования в пользу государственно-частного партнерства. Кроме того, с 2013 по 2023 год доля инвестиций в добывающую промышленность и сельское хозяйство выросла с 10% до 40%, в то время как объем вложений в более рискованные энергетические и инфраструктурные проекты постепенно снижался. Китайские компании контролируют значительную часть минеральных богатств Африки, включая 72% месторождений кобальта и меди в Демократической Республике Конго (ДРК).
Среди плюсов для африканских государств сотрудничества с Китаем — альтернативная модель развития с кредитами и инвестициями, но без политических условий.
Турция
Страна взаимодействует с отдельными странами Африки по нескольким направлениям — это военное сотрудничество с несколькими странами Сахеля, укрепление религиозных и культурных связей с мусульманской Африкой, расширение присутствия турецких компаний в различных экономических секторах.
В конфликте стран Африканского Рога Турция заняла позицию Сомали. Оказанная Турцией военная помощь, включая поставки тяжелых бронетранспортеров, беспилотников, надводных типов вооружения, резко изменила баланс сил в пользу Сомали. В итоге зависимое государство в марте 2024 года подписало соглашение, согласно которому Турция получила доступ к его нефтяным ресурсам. Кроме того, в конце прошлого года стало известно о том, что на территории Сомали также появятся турецкий космодром и полигон для испытания баллистических ракет, что говорит об амбициях страны на континенте.
Иран
Экспорт Ирана в Африку весной 2025 года вырос на 85%. Из-за жестких санкций со стороны США и ЕС Африка дает Ирану возможность торговать в обход западной системы и контролировать стратегические логистические узлы (побережье Восточной Африки, выходы в Суэцкий канал).
При этом Иран готов инвестировать в африканскую инфраструктуру (проекты по строительству нефтеперерабатывающих заводов в Южной Африке), передавать беспилотники, разведданные и дешевое оборудование (Судан, Эфиопия, Мали, Буркина-Фасо, Нигер).
Фото обложки: Lafargue Raphael / ABACA / TASS