КиберпанкДетали

Компания Airbus успешно испытала «солнечные»‎ беспилотники. В перспективе они смогут находиться в воздухе до полугода и раздавать интернет

Электросамолетами уже заинтересовались в Министерстве обороны Великобритании. Их планируют использовать для аэрофотосъемки и наблюдения за целями. 

Что произошло

Компания Airbus провела успешные испытания беспилотников Zephyr и работает над увеличением времени их полета до полугода. 

История вопроса 

В 2003 году разработкой электросамолета начала заниматься британская оборонная компания Qinetiq. С тех пор Zephyr установил несколько рекордов.

Досье

Размах крыла Zephyr составляет 28 метров, оно полностью покрыто солнечными батареями мощностью 350 ватт.

Тенденция 

Другие компании тоже занимаются разработкой «солнечных»‎ беспилотников. Похожие проекты есть в Китае, Японии и Великобритании.

Что произошло 

Компания Airbus провела успешные испытания своих обновленных беспилотных самолетов Zephyr на солнечных батареях: две машины провели в воздухе по 18 дней. Теперь Airbus планирует значительно увеличить автономность полета, сообщает Sky News со ссылкой на руководителя отдела беспилотных авиационных систем Яну Розенманн. 

  • Сначала специалисты компании собираются увеличить время пребывания беспилотника в воздухе до 3 месяцев, а затем — до 6. 
  • Чем дольше электросамолет сможет работать без посадки, тем больше практических задач он будет выполнять. По задумке разработчиков, с помощью Zephyr можно раздавать интернет в труднодоступных районах, а Министерство обороны Великобритании уже планирует использовать электросамолеты для аэрофотосъемки и наблюдения за целями. 

История вопроса 

Разработкой самолетов Zephyr специалисты занимаются уже 18 лет.

  • В 2003 году проектировать беспилотник на солнечных батареях начала британская оборонная компания Qinetiq. 
  • В 2010-м разработчику удалось установить первый рекорд продолжительности полета для беспилотника. Самолет продержался в воздухе более 2 недель. Беспилотник смог осуществить такой длительный полет, получая солнечную энергию на высоте около 18 км от Земли. 
  • В 2013-м технологию продали компании EADS Astrium, а после ее реорганизации проект Zephyr перешел в ведение Airbus Defense and Space.
  • В 2018 году беспилотникам Zephyr вновь удалось установить рекорд пребывания в воздухе. Тогда электросамолет провел в небе 25 дней, 23 часа и 57 минут. 

Досье 

«Солнечным»‎ беспилотникам Zephyr удается добиться подобных результатов за счет нескольких технических решений. 

  • Корпус Zephyr сделан из легкого углеродного волокна. А все крыло, размах которого составляет 28 метров, покрыто солнечными батареями мощностью 350 ватт на квадратный метр. Этого достаточно, чтобы привести в движение винтовые двигатели беспилотника по 0,6 лошадиной силы каждый (примерно 441 ватт) и генерировать энергию, которая потребуется в темное время суток. 
  • Избыток заряда от солнечной энергии хранится в литий-ионных нанопроводниковых батареях. Отмечается, что они в 8–10 раз эффективнее обычных аккумуляторов. Именно за счет этих батарей автономность полета рассчитывают увеличить до 3–6 месяцев.
  • Сейчас беспилотники Zephyr летают в стратосфере на высоте 20–21 км над Землей — над пассажирскими лайнерами и облаками. За счет этого днем электросамолеты обеспечены постоянным притоком солнечной энергии. Ночью же Zephyr переключается на аккумуляторы. 

Тенденция 

Созданием беспилотников, которые работают за счет возобновляемых источников энергии, занимаются и другие компании. В условиях борьбы за углеродную нейтральность этому виду авиации придают особое значение, так как электрические системы значительно сокращают количество вредных выбросов в атмосферу. На сегодняшний день на «классические» авиаперелеты приходится 2,5% всех выбросов углекислого газа в атмосферу, но, согласно прогнозам экспертов, к 2050 году доля может увеличиться до 25%. 

  • В 2019 году в Китае испытали первый китайский беспилотник на солнечных батареях «Моцзы-2»‎. Размах крыльев летательного аппарата составляет 25 метров, он поднимается на высоту до 8 км и после дневной подзарядки в воздухе способен еще 12 часов находиться в полете, используя ресурс аккумуляторов. Такой беспилотник предназначен в том числе для наблюдения за зонами стихийных бедствий. 
  • Также в 2019 году японская SoftBank совместно с NASA и оборонной компанией AeroVironment создали «солнечный»‎ беспилотник Hawk 30, способный транслировать сигнал сотовой связи пятого поколения. Аппарат оснащен 10 электрическими двигателями, а его рабочая высота составляет 20 км. 
  • Последние несколько лет разработкой беспилотного самолета на солнечных батареях занималась британская корпорация BAE Systems. В 2020 году беспилотник PHASA-35 совершил первый полет. Размах его крыльев составляет 35 метров, рассчитан он также на полеты в стратосфере. Самолет способен поднять до 15 кг — это может быть система навигации или научное оборудование. 

Фото обложки: airbus.com

Копировать ссылкуСкопировано