Что произошло
Компания Airbus провела успешные испытания беспилотников Zephyr и работает над увеличением времени их полета до полугода.
История вопроса
В 2003 году разработкой электросамолета начала заниматься британская оборонная компания Qinetiq. С тех пор Zephyr установил несколько рекордов.
Досье
Размах крыла Zephyr составляет 28 метров, оно полностью покрыто солнечными батареями мощностью 350 ватт.
Тенденция
Другие компании тоже занимаются разработкой «солнечных» беспилотников. Похожие проекты есть в Китае, Японии и Великобритании.
Что произошло
Компания Airbus провела успешные испытания своих обновленных беспилотных самолетов Zephyr на солнечных батареях: две машины провели в воздухе по 18 дней. Теперь Airbus планирует значительно увеличить автономность полета, сообщает Sky News со ссылкой на руководителя отдела беспилотных авиационных систем Яну Розенманн.
- Сначала специалисты компании собираются увеличить время пребывания беспилотника в воздухе до 3 месяцев, а затем — до 6.
- Чем дольше электросамолет сможет работать без посадки, тем больше практических задач он будет выполнять. По задумке разработчиков, с помощью Zephyr можно раздавать интернет в труднодоступных районах, а Министерство обороны Великобритании уже планирует использовать электросамолеты для аэрофотосъемки и наблюдения за целями.
История вопроса
Разработкой самолетов Zephyr специалисты занимаются уже 18 лет.
- В 2003 году проектировать беспилотник на солнечных батареях начала британская оборонная компания Qinetiq.
- В 2010-м разработчику удалось установить первый рекорд продолжительности полета для беспилотника. Самолет продержался в воздухе более 2 недель. Беспилотник смог осуществить такой длительный полет, получая солнечную энергию на высоте около 18 км от Земли.
- В 2013-м технологию продали компании EADS Astrium, а после ее реорганизации проект Zephyr перешел в ведение Airbus Defense and Space.
- В 2018 году беспилотникам Zephyr вновь удалось установить рекорд пребывания в воздухе. Тогда электросамолет провел в небе 25 дней, 23 часа и 57 минут.
Досье
«Солнечным» беспилотникам Zephyr удается добиться подобных результатов за счет нескольких технических решений.
- Корпус Zephyr сделан из легкого углеродного волокна. А все крыло, размах которого составляет 28 метров, покрыто солнечными батареями мощностью 350 ватт на квадратный метр. Этого достаточно, чтобы привести в движение винтовые двигатели беспилотника по 0,6 лошадиной силы каждый (примерно 441 ватт) и генерировать энергию, которая потребуется в темное время суток.
- Избыток заряда от солнечной энергии хранится в литий-ионных нанопроводниковых батареях. Отмечается, что они в 8–10 раз эффективнее обычных аккумуляторов. Именно за счет этих батарей автономность полета рассчитывают увеличить до 3–6 месяцев.
- Сейчас беспилотники Zephyr летают в стратосфере на высоте 20–21 км над Землей — над пассажирскими лайнерами и облаками. За счет этого днем электросамолеты обеспечены постоянным притоком солнечной энергии. Ночью же Zephyr переключается на аккумуляторы.
Тенденция
Созданием беспилотников, которые работают за счет возобновляемых источников энергии, занимаются и другие компании. В условиях борьбы за углеродную нейтральность этому виду авиации придают особое значение, так как электрические системы значительно сокращают количество вредных выбросов в атмосферу. На сегодняшний день на «классические» авиаперелеты приходится 2,5% всех выбросов углекислого газа в атмосферу, но, согласно прогнозам экспертов, к 2050 году доля может увеличиться до 25%.
- В 2019 году в Китае испытали первый китайский беспилотник на солнечных батареях «Моцзы-2». Размах крыльев летательного аппарата составляет 25 метров, он поднимается на высоту до 8 км и после дневной подзарядки в воздухе способен еще 12 часов находиться в полете, используя ресурс аккумуляторов. Такой беспилотник предназначен в том числе для наблюдения за зонами стихийных бедствий.
- Также в 2019 году японская SoftBank совместно с NASA и оборонной компанией AeroVironment создали «солнечный» беспилотник Hawk 30, способный транслировать сигнал сотовой связи пятого поколения. Аппарат оснащен 10 электрическими двигателями, а его рабочая высота составляет 20 км.
- Последние несколько лет разработкой беспилотного самолета на солнечных батареях занималась британская корпорация BAE Systems. В 2020 году беспилотник PHASA-35 совершил первый полет. Размах его крыльев составляет 35 метров, рассчитан он также на полеты в стратосфере. Самолет способен поднять до 15 кг — это может быть система навигации или научное оборудование.
Фото обложки: airbus.com