Бриф
Что произошло: в городе Циндао с производственной линии выехал поезд на магнитной подушке, который может разгоняться до 600 км/ч. Аналогов такой разработке в мире нет.
Детали: магнитная подушка движет и управляет поездом, удерживая его над дорогой и снижая уровень шума.
Контекст: Китай использует технологию магнитной подушки на железных дорогах с 2003 года и развивает эту отрасль.
Мировая практика: высокоскоростные поезда активно эксплуатируются в нескольких странах, например в Японии и Франции. Поезда на магнитной подушке разрабатывают, в частности, в России.
Что произошло
В Китае разработали поезд на магнитной подушке, который может разгоняться до 600 км/ч. 20 июля 2021 года поезд впервые выехал с производственной линии в городе Циндао, который располагается на северо-востоке страны. Это первая в мире подобная модель и самое быстрое наземное транспортное средство, сообщает местное информагентство Xinhua.
Детали
- Подушка движет и управляет поездом с помощью силы электромагнитного поля.
- Состав не касается поверхности рельса при движении, за счет чего снижается уровень шума.
- Поезд может включать в свой состав от 2 до 10 вагонов вместимостью около 100 пассажиров каждый.
- На максимальной скорости новый поезд сможет преодолеть расстояние между Пекином и Шанхаем, которое составляет более 1 тыс. км, за 2,5 часа. Для сравнения: на пассажирском самолете при нижнем пороге средней скорости (500 км/ч) путь займет около 3 часов, а на обычном высокоскоростном поезде — 5,5 часа.
Контекст
- Поезд полностью разработан в Китае компанией CRRC, которая была образована в июне 2015 года в результате слияния двух крупнейших в КНР производителей поездов — China North Railway и China South Railway.
- В 2019 году Reuters называл CRRC крупнейшим в мире производителем пассажирских поездов. По данным агентства, в мае 2019 года компания обеспечила составами метрополитен в различных американских городах, в том числе в Филадельфии и Лос-Анджелесе.
- Компания начала разрабатывать
маглев в 2016 году. Прототип транспорта сделали в Циндао и начали испытывать в Шанхае в июне 2020 года. - Китай применяет технологию магнитной подушки на железнодорожных линиях почти 20 лет (с 2003 года), но в ограниченном объеме, сообщает Reuters. Например, маглев-линия проложена от аэропорта Пудун до Шанхая, ее длина составляет 30 км, а время в пути по ней занимает 10 минут. Шанхайский маглев — единственный в мире высокоскоростной поезд на магнитной подушке, находящийся в коммерческой эксплуатации. Междугородних линий, на которых применяется технология магнитного поля, в Китае пока нет, однако Шанхай и Чэнду изучают это направление.
К концу 2020 года в Китае было сконструировано 37,9 тыс. км действующих высокоскоростных путей — это самая большая сеть в мире, пишет Reuters.
Мировая практика
Многие страны разрабатывают или уже используют высокоскоростные наземные транспортные средства, причем не только на магнитной подушке, но и с применением других технологий. Поезда со скоростью выше 300 км/ч уже эксплуатируются в Японии и некоторых странах Европы.
- В Японии испытывают маглев MLX 01, который может развить скорость до 603 км/ч. К примеру, расстояние от Владивостока до Москвы — 9259 км — на такой скорости можно преодолеть за 16 часов.
- Во Франции в 2006–2007 годах модернизировали электропоезд серии TGV, разработчики изменили конфигурацию вагонов, добавили более мощные двигатели, изменили колесную базу и 3 апреля 2007 года на магистрали LGV Est между Страсбургом и Парижем разогнали его до рекордной скорости в 574,8 км/ч.
- Высокоскоростной транспорт в настоящее время разрабатывается в Италии. В июне 2021 года в проект Hyperloop пригласили сотрудников бюро знаменитого архитектора Захи Хадид. Запуск транспортной системы между Миланом и аэропортом Мальпенса позволит добираться до города и обратно в 4 раза быстрее. В 2015 году в Италии появились новые электропоезда ETR 400, развивающие скорость до 400 км/ч, на тот момент они были самыми быстрыми серийными поездами мира.
- Для национальных железных дорог Испании с 2004 по 2008 год произвели высокоскоростные электропоезда, разгоняющиеся до 350 км/ч. Особенность конструкции — в модульном подходе, который снижает нагрузку на путь и сокращает время на сервисное обслуживание. Поезд вместимостью 450 пассажиров может преодолевать расстояние в 650 км за 2,5 часа.
- В 2024 году в России планируется запустить высокоскоростную железнодорожную линию по направлению Москва – Нижний Новгород – Казань. На ее строительство правительство выделило 40 млрд рублей. Скорость движения составит около 350 км/ч. Расстояние от Москвы до Казани в 770 км поезд сможет преодолеть за 3,5 часа. Линия строится в рамках реализации транспортной стратегии России до 2030 года.
- В феврале 2021 года стало известно, что Московский институт теплотехники разработал поезд на магнитной подушке, способный, в частности, работать в беспилотном режиме. По результатам испытаний будет принято решение о развертывании серийного выпуска.