Мир в огнеДеталиТорговые войны США

Карри против бургера: как жители Индии бойкотируют американские бренды на фоне торговой войны

В Индии начали массово призывать к отказу от продукции McDonald’s, Coca-Cola, Apple и других американских компаний после введения США новых пошлин на индийские товары. Власти поддержали идею локального потребления, а бизнес использует ситуацию для продвижения национальных брендов. Рассказываем, как начался бойкот, какие последствия он несет и чем подобные кампании заканчивались в других странах.

В Индии начали бойкотировать американские товары

После введения Дональдом Трампом новых пошлин на индийские товары в соцсетях участились призывы граждан азиатской страны бойкотировать продукцию McDonald’s, Coca-Cola, Amazon, Apple и других американских компаний в знак протеста против действий США.

Власти Индии сделали официальные заявления в поддержку идеи локального потребления. Группа «Свадеши-Джагран Манч», связанная с правящей партией премьер-министра Нарендры Моди, провела митинги по всей стране, призывая граждан отдавать предпочтение индийским брендам. Сопредседатель группы Ашвани Махаджан в комментарии для Reuters признал, что для эффекта потребуется время, а также поделился таблицей индийских производителей мыла, зубной пасты и прохладительных напитков, которые они советуют выбирать вместо зарубежных аналогов.

Сам премьер-министр Индии на собрании в Бангалоре выступил с призывом к экономической самодостаточности, подчеркнув, что индийские технологические компании производят продукцию для мирового рынка, но сейчас необходимо сосредоточиться на внутренних потребностях. С ним согласились представители индустрии. Генеральный директор DriveU Рам Шастри отметил, что в Индии должен быть свой собственный Twitter, Google, YouTube*, WhatsApp* и Facebook* — как в Китае.

В Индии бойкот американских товаров
Фото: Manish Swarup / AP / TASS

Руководители компаний видят в ситуации возможность расширить клиентскую базу. Соучредитель Wow Skin Science Маниш Чоудхари в LinkedIn обратился к гражданам с призывом поддерживать местных производителей и фермеров. 

Мы выстраиваемся в очередь за товарами, произведенными за тысячи километров от нас, и гордимся, покупая бренды, которые нам не принадлежат, тогда как наши производители борются за внимание в своей стране.

Маниш Чоудхарисоучредитель Wow Skin Science

Индия остается крупным рынком для американских брендов. В 2024 году объем экспорта американских товаров в страну составил $41,5 млрд, что на 3% превысило показатель предыдущего года. По данным Meta*, здесь числится наибольшее количество пользователей WhatsApp*. Пиццерия Domino’s также имеет в Индии больше ресторанов, чем любой другой международный бренд, а напитки Pepsi и Coca-Cola часто занимают лидирующие позиции на полках. При этом на данный момент Reuters не отмечает прямого падения продаж американских товаров в Индии.

В чем причина бойкота и как торговая война скажется на экономике 

В начале августа США объявили о введении 25-процентных пошлин на импорт из Индии, направленных на сокращение дефицита торгового баланса. Первоначально тарифы должны были вступить в силу 7 августа. Однако уже через неделю президент США объявил о дополнительных 25-процентных пошлинах, которые должны заработать к концу месяца. 

Формально причиной назвали приобретение Индией подсанкционной российской нефти: после 2022 года страна стала крупнейшим покупателем углеводородов из России, доведя долю в импорте с 0,2% до 35–40% — или около 1,7 млн баррелей в сутки в 2025 году.

Индийское Министерство иностранных дел ответило почти мгновенно, назвав меры «несправедливыми и необоснованными». Власти страны обвинили США в двойных стандартах, указывая, что другие государства, импортирующие российскую нефть, не сталкиваются с аналогичными санкциями. По мнению индийских чиновников, Вашингтон пытается заставить Нью-Дели разрешить импорт американских генетически модифицированных культур и беспошлинный ввоз сельхоз- и молочной продукции. Индия отвергла предложение, отмечая возможный вред для фермеров и угрозу безопасности продуктов питания.

Тарифы Трампа на Индию
Фото обложки: Piyal Adhikary / EPA / TASS

Двусторонняя торговая война между двумя крупными экономиками, чей товарооборот в 2024 году превысил $129 млрд, несет потери для обеих сторон. По данным Associated Press, новые пошлины могут осложнить достижение цели Индии — удвоить объем торговли с США до $500 млрд к 2030 году. 

США остается крупнейшим торговым партнером Индии, на которого в 2024 году пришлось $87 млрд экспорта местных товаров. По оценкам банка Nomura, 25-процентная пошлина способна снизить рост ВВП азиатской страны на 0,2 процентных пункта, а агентство Moody’s предупреждает о замедлении на 0,3 процентных пункта.

Для США последствия тоже могут оказаться ощутимыми. В структуре индийского импорта из Соединенных Штатов лидируют топливо ($12,3 млрд), тяжелое машиностроение, включая оборудование для атомных реакторов ($5,8 млрд), и бытовая техника ($2,3 млрд). Аналитики Bloomberg Intelligence считают, что новые пошлины могут заставить Apple пересмотреть планы по переносу производства iPhone из Китая в Индию, ударив по стратегии диверсификации одного из технологических гигантов США.

Какие страны еще бойкотировали товары американских компании

Бренды из США не впервые сталкиваются с бойкотами в разных странах. С 2023 года акции протеста прошли в государствах с преимущественно мусульманским населением. Поводом стала война Израиля с Палестиной: западные бренды воспринимались как косвенно поддерживающие позицию Иерусалима.

Так, в Малайзии с октября по декабрь 2023 года Berjaya Food, владелец франшизы Starbucks, зафиксировал падение выручки на 38,2%, связывая это с массовыми бойкотами. А в Пакистане в начале 2025 года атакам подверглись заведения сети KFC: в стране произошло 11 нападений на рестораны, во время одного из которых погиб сотрудник. Власти арестовали 178 человек, подозреваемых в участии в налетах.

Помимо исламских стран, давним экономическим соперником США остается Китай. Торговая конфронтация между Вашингтоном и Пекином началась в 2018 году, когда администрация Дональда Трампа ввела тарифы на китайские товары на сумму $200 млрд. В ответ Китай установил пошлины на американскую продукцию на $60 млрд. Уже тогда в КНР обсуждалась идея бойкота американских брендов.

Ситуация обострилась, когда США внесли Huawei в «черный список» и ограничили доступ компании к американскому рынку. На этом фоне в Китае начались кампании в поддержку национальных брендов: университеты и корпорации призывали отказаться от iPhone в пользу местных производителей. 

В результате продажи Huawei в стране в третьем квартале 2019 года выросли на 66%, рыночная доля достигла 42%. Доля Apple, напротив, упала до 5,1% — минимального значения за 5 лет, а продажи iPhone сократились на 30%. При этом основатель Huawei Рэн Чжэнфэй выступал против бойкота, подчеркивая, что считает Apple «учителем» компании.

Какие страны бойкотировали Американские бренды
Фото: Wu Hao / EPA / TASS

Бойкот американских товаров в Китае продолжается и сегодня. На фоне обострения отношений некоторые магазины и рестораны стали уточнять гражданство посетителей и устанавливать для американцев повышенные тарифы. Так, ресторан в Ханчжоу на юге страны заявил о планах взимать с клиентов из США дополнительный сбор в 145%. Помимо этого, ряд ритейлеров сообщили о прекращении продаж продукции американского производства. 

Бойкотируют американские товары и в Канаде. Там в 2025 году, по опросам Narrative Research, 63% респондентов заявили, что ищут товары «Сделано в Канаде», когда просматривают прилавки. Такие изменения также связаны с обострением торговых отношений между Канадой и США, ввиду которых канадцы стремятся избегать американских товаров.

*Компания Meta признана в России экстремистской. Instagram, Facebook и WhatsApp — продукты этой компании.

Фото обложки: Piyal Adhikary / EPA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано