Первая камера, работающая по новому алгоритму, появилась на проспекте Маршала Жукова, около центра госуслуг «Мои документы» района Хорошево-Мневники. Она отслеживает автодвижение в этом вполне напряженном месте и, как анонсировал ЦОДД, фиксирует факты остановки в тех местах, «где машина мешает другим участникам движения (например, блокирует выезд с парковки) или пешеходам».
Важно: прямого запрета остановки в этих местах — со знаком или разметкой — может и не быть.
Как работает автофиксация нарушения без знаков
Процедура оформления нарушения такова: сначала видеопоток с камерой анализируется ИИ, выявляющим признаки нарушений, в том числе оценивающим длительность и «контекст» остановки. Потом подборку «подозрительных» ситуаций после нейросети оценивает уже инспектор ЦОДД — он проверяет, не была ли остановка вынужденной. На финальном этапе решение принимает сотрудник ГИБДД.

На всех этапах действует принцип презумпции невиновности. Если контекст остановки неоднозначен, у специалистов возникают малейшие сомнения в умышленности нарушения или наличии уважительной причины — материалы не передаются на рассмотрение.
ЦОДД
После проверки выписывают штраф в размере 3000 рублей по ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ. за «нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств».
Между тем, по поводу законности и справедливости подобных штрафов уже идут дискуссии. Так, главный редактор профильного журнала «За рулем» Максим Кадаков обращает внимание на то, что ИИ-система, вычленяющая подозрительные ситуации из видеопотока, не сертифицирована, а в КоАП нет санкций за «потенциальные помехи при остановке в разрешенном месте».
В каких местах камера может оштрафовать за остановку без знаков и разметки
Из формулировки в КоАП следует три вещи:
- Во-первых, речь должна идти об остановке или стоянке именно на проезжей части. А не на прилегающей территории — например, на выезде во двор. Это подтверждает и судебная практика.
- Во-вторых, неправильно припаркованный автомобиль должен создавать препятствия для движения. То есть затруднять проход и проезд не теоретически, а на практике.
- Наконец, если нет нарушения правил остановки или стоянки (а это часть ПДД), не может применяться и эта статья КоАП.
ПДД, между тем, по умолчанию разрешают остановку у края проезжей части (ст. 12.1), если нет запрещающих знаков или разметки. Правда, согласно ст.12.4, при остановке или стоянке нельзя:
- перекрывать светофоры и дорожные знаки;
- затруднять выезд и въезд автомобилей и велосипедов;
- перегораживать проход пешеходов, в том числе на гладких бордюрах;
- стоять ближе 5 м от пересечения проезжих частей или примыкания велодорожек.
А вот свернуть на подъездную дорожку, чтобы высадить там пассажиров, а потом вернуться на проезжую часть — не должно быть наказуемо, если только это не слишком оживленный выезд, где вы также соберете «паровозик» из автомобилей.
Остается неясным, оштрафуют ли водителя, который затормозил перед выезжающим с парковки автомобилем. Это не только вежливо, но и позволяет занять дефицитное стояночное место. Как утверждают в ЦОДД, нарушением будет считаться остановка более чем на 1 минуту — на это, видимо, и нужно ориентироваться.

Какие нарушения ПДД фиксируют камеры в Москве
В Москве, по информации ЦОДД, действует около 3800 дорожных камер, которые по состоянию на декабрь 2025 года фиксируют 66 видов административных правонарушений. В первую очередь, это нарушение скоростного режима, требований разметки, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд за стоп-линию, нарушения правил остановки и стоянки.
Помимо этого, видеокамеры в автоматическом режиме фиксируют:
- Непристегнутый ремень безопасности у водителя или пассажиров;
- Перевозку детей вне специальных автокресел;
- Некорректное пользование световыми приборами автомобиля (езда без фар в темное время суток);
- Проезд по выделенной полосе для автобусов;
- Непропуск пешехода на «зебре»;
- Проезд по встречной полосе дороги.
Автоматическая фиксация нарушений ПДД — в том числе и прежде всего парковочных — давно приносит в бюджет львиную долю штрафов по соответствующим статьям. В 2024 году в России было вынесено более 255 млн постановлений о дорожных нарушениях на общую сумму в 176 млрд рублей, из них 149 млрд — именно через камеры автофиксации. В Москве в городской бюджет за тот же 2024 год поступило 19,3 млрд рублей дорожных штрафов, 3,8 млрд из них — за нарушение правил остановки или стоянки, большинство их также вынесены камерами. Новый алгоритм, несомненно, увеличит эти поступления.
Как обжаловать вынесенный автоматической камерой штраф в Москве
Обжалование штрафа, вынесенного системой автофиксации — стандартная процедура, в большинстве случаев доступная онлайн. Обжаловать штраф можно в течение 10 суток после получения постановления.
- Штрафы, вынесенные московскими ведомствами — МАДИ и АМПП — можно обжаловать в разделе услуг на портале mos.ru;
- Штрафы ГИБДД можно обжаловать на федеральном портале госуслуг или на сайте суда.
Существуют и традиционные способы обжалования, не требующие подключения к экосистеме «Госуслуг». Они подразумевают заказное бумажное письмо или личный визит в приемную того ведомства, которое выписало штраф.
Фото обложки: Александр Казаков / ТАСС